Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Ю.Б.Гиппенрейтер
Продолжаем общаться с ребенком. Так?
М.: АСТ. Астрель, 2008

По названию читатель поймет, что это продолжение первой книги того же автора «Общаться с ребенком. Как?». Это действительно развитие разговора о том, как доброжелательно и эффективно взаимодействовать с детьми, развивать их лучшие качества и задатки, разрешать конфликтные ситуации, договариваться о взаимных обязательствах, сделать так, чтобы ребенок учился. И еще о множестве трудностей, ежедневно ставящих в тупик взрослых.
Заводя разговор об очередной типичной проблеме или воспитательном приеме, автор сначала обращает наше внимание на смысл того, что мы делаем в данной ситуации, на причины д етского непослушания, на возможные варианты развития конфликта, оспаривает распространенные воспитательные мифы. Например, в главе, посвященной наказанию (одна из самых болезненных тем в семейной и школьной педагогике), автор предлагает отказаться от широко принятого подхода, когда наказывают, чтобы вызвать отрицательную эмоцию – боль, страх, обиду. Взрослый в этом случае полагает, что ребенок на уровне условного рефлекса пе-
рестанет вести себя «неправильно». Однако «поведение человека не набор рефлексов, а воспитание – не их выработка. Может ли наказание человека исправить его поведение? Конечно, нет!.. Бывает, что под страхом наказания он действительно перестанет делать то, что ему запрещено. Однако чаще он подстраивается или маскируется – делает вид, что послушался, то есть идет на обман».
Каждое свое размышление автор подкрепляет несколькими историями из семейных взаимоотношений. Это могут быть рассказы безымянных родителей или, чаще, выдержки из мемуарной, научно-популярной и художественной литературы. В качестве рассказчиков – А.Нилл, М.Эриксон, А.Мариенгоф, М.Цветаева, К.Чуковский, Л.Толстой. На примере эпизодов, описанных ярко, эмоционально и точно, гораздо понятнее становятся профессиональные психологические комментарии и рекомендации.

Клаус Фопель
На пороге взрослой жизни
М.: Генезис, 2008

Читатель, знакомый хотя бы с одной книгой этого автора, ни за что не удержится от покупки, увидев на прилавке книжного магазина следующую. Многие педагоги и родители используют игры, придуманные Фопелем для самых разных полезных вещей: установления дружеских отношений, формирования команды, установления благоприятной атмосферы в группе. В предыдущих книжках содержались подробные и понятные описания игр, рекомендации относительно возраста игроков (от малышей до младших подростков), психологическая сущность того, что происходит во время игры. В новой книге автор объясняет еще и психологические особенности подростков, считая этот возраст одним из важнейших этапов жизни и «поскольку взаимное недопонимание и натянутые отношения между взрослыми и подростками встречаются слишком часто».
Если вы в числе тех, кто уже столкнулся с подобной проблемой, попробуйте использовать упражнения из книжки. Они так же хороши, как и те, что предлагались для маленьких. Относительно каждой веду-
щий получит соответствующее объяснение: цели, возраст, продолжительность, необходимые материалы и поэтапную инструкцию по проведению и подведению итогов. В конце большинства игр автор поместил комментарий, предостерегающий от возможных ошибок и промахов. Здесь вы найдете тактичные советы относительно того, на что нужно обратить особое внимание, как видоизменить игру, если среди ребят окажутся, например, болезненно застенчивые или обидчивые подростки.

 

Рейтинг@Mail.ru