ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Если вы решили попробовать, то...
…постарайтесь сначала увидеть в ребенке особые способности. Далеко не всегда при этом нужно опираться лишь на уровень выполнения учебных заданий. Гораздо продуктивнее наблюдать за ребенком вне строгих, сковывающих его рамок урока: на перемене, на прогулке, в игре. Начинаются каникулы со всевозможными поездками, экскурсиями, походами в музеи. Именно в этих условиях вы увидите гораздо больше, наблюдая за мимикой ребенка, за его реакцией на рассказ экскурсовода, анализируя детские вопросы и суждения в свободном общении.
…поощрение должно быть очень точно выверенным. Если не замечать его успехов или относиться к ним с пренебрежением, может пропасть желание развивать свои сильные стороны. Если же чрезмерно превозносить успехи ученика, он может не справиться с испытанием славой: перестанет адекватно оценивать свои заслуги, начнет свысока относиться к «менее достойным» одноклассникам и даже взрослым.
…не стесняйтесь обращаться к школьному психологу, который может помочь в разных ситуациях взаимодействия с одаренными детьми – от конфликта во взаимоотношениях до диагностики сильных и слабых сторон ребенка. Ведь для эффективной работы вам важно получить как можно более достоверную картину, чтобы опираться на сильные стороны и развивать слабые. Это не значит, что ваши собственные наблюдения и выводы не имеют никакой ценности. Наоборот, два, а то и три суждения разных специалистов в процессе обсуждения дадут более адекватный вывод.
…учитывайте, что организация отдельных специализированных классов для одаренных в разных областях детей имеет как преимущества, так и недостатки. Учителю, конечно, проще работать с классом, где нет большого разброса в уровне способностей. Однако в таких условиях дети почти всегда начинают жестко соревноваться друг с другом. Когда все вокруг талантливы в математике, возникает непреодолимый соблазн бороться за статус самого талантливого. Если же в классе или в школе собраны дети, одаренные в разных направлениях, каждый видит множество сфер деятельности, где успешны другие.