Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Кожурина Людмила

Разговоры на пороге цифровой школы

Руководители и разработчики – о новом проекте

Еще не так высок уровень компьютерной грамотности школьных работников (по официальным данным, из двухмиллионной армии учителей России на уровне пользователей – 30% , применяют в обучении – 15%, создают свои продукты – 5%).
Еще многие педагоги не имеют компьютера дома и немало тех,
кто не испытывает в нем никакой потребности, – а уже разрабатываются проекты цифровой школы. Школы,
где информационные технологии будут иметь не инструментально-прикладное значение, а философско-методологическое.
Возможно ли это? Или словосочетание «цифровая школа» просто-напросто встанет на место уже поднадоевшего «инновационная школа» и дело кончится праздником переименования? Или речь идет о смене образовательной парадигмы, а вовсе не о новых и новых поставках компьютерной техники в школы?
С этими вопросами мы и пришли на один из проектных семинаров «Цифровая школа: ответ образования на вызовы цифрового века». Разработчики и руководители проекта обсуждали концепцию цифровой школы…

 

В общем – примерно так

Один из руководителей проекта, Сергей Кувшинов, РГГУ: «Цифровые технологии трансформируют образование, среда меняет способы обучения. Но только от количества оборудования школа цифровой не становится. Есть в стране школа, куда поставлено новейшей аппаратуры на 232 млн рублей, а работать некому. На сегодня учебники все оцифрованы, он-лайн курсы лежат в сети – но это не цифровая школа. Школа начнется тогда, когда все нужное для учебы – и физика, и история, и решение задач – будет перенесено в одно окно и ученик сможет в любой момент открывать его и продолжать учиться. Когда будет создан образовательный контент».
Как стало понятно из обсуждения, цифровая школа – это образовательная система со своим содержанием. Пока это содержание не прописано, но предполагается: знание цифровой школы будет обладать диктатом очевидности, предъявляться будет в прямом виде. А вот «выращивать» знание ученик будет сам при помощи технологий.

Вначале – ученик

Говорили так: «Цифрование даст возможность наглядно воссоздать органику мира, человек сможет сам работать с собственным сознанием, преодолевать отчужденность». Задача взрослых – в поддержании среды и предложении широких возможностей. Поэтому самоопределение в цифровой школе будет иметь решающее значение.
Компьютерные программы самоопределения уже разрабатываются. Правда, Евгений Черкашин из Центра социологии и профессионального самоопределения РАО и его коллега Николай Родичев настроены не столь оптимистично: «Ребенок может обитать и чувствовать себя комфортно в среде информационных технологий, но сама тема самоопределения все еще новая для школы. Можно создать продукты, и мы создаем, с которыми ребенок работает совсем без учителя: есть персонажи и герои, есть диалог. Но, к сожалению, разработчики не вправе свободно писать сценарии, они соблюдают требования заказчика – как по книжке, только на экране: ответил, перешел, проверка – тебя аттестовали. Это слепок с книжной школы, а не продукт цифровой эпохи. В то же время создать трехмерный мир, в котором что-то происходит, – это огромные финансовые затраты и годы разработки».

Затем – вопрос о кадрах

В технике сомнений меньше, чем в людях.
Евгений Титов, Московский государственный гуманитарный университет, автор книги по применению информационных технологий в обучении биологии: «Привычно использовать компьютер как техническое средство: с его помощью вы можете сделать то и это, что-то ускорить, что-то лучше рассмотреть. А другое школе и не нужно! Формальное образование замкнулось на себя, ему хорошо в себе, поэтому востребованы продукты, помогающие обслуживать эту идеологию, а не другую».
Мысль понятна: если школа будет продолжать решать задачи обычной школы, готовить по стандартам стандартного человека, разговоры о цифровой школе ничем не кончатся. С другой стороны, если переведутся учителя-люди, которые помогают ученику не только скрасить жизнь в клеточке стандарта, но и забыть о существовании этой клеточки – увлечь, заразить, вдохновить, – то, может быть, сочетание «стандарт+человек» гуманнее, чем «перечни+технологии»?

Далее – о детях

Уместна справка: внедрение компьютерной техники в педагогический обиход не повысило качество труда работников, как ожидалось, а значительно снизило, поскольку, отмечают шведские исследователи, ребенок ушел на периферию интереса учителя. «Цифровой ребенок» и просто ученик не одно и то же.
Елена Самсонова, МГУ: «По моему родительскому опыту, цифровая образовательная среда уже существует в интернете, все предметные области там есть, и мой ребенок в школе нуждается вовсе не в предметном обучении – оно там на порядок ниже уровня, которым он владеет, – а в организации его собственной активности. Но как раз этим школа не занимается, познавательный интерес ребенка падает, и мне все чаще приходит мысль забрать его из школы».
Цифровой школе можно сказать «да», если она не будет, во-первых, предметно ориентированной, а во-вторых, обезличивающей.

И потом – о традиции

Федор Окольников, учитель химии школы № 126: «Хотелось бы сделать в школе что-то лучшее, чем то, что есть. Но пока все, что мы умеем и имеем, не помогает решать главные школьные проблемы. Как передать ученику культурную норму? От учителя к ученику, как сейчас? Или непосредственно, поверх головы учителя? Мы вчера в школе до хрипоты спорили, как построить работу детей по индивидуальным планам. Эффекта ноль. При существующих выборах ученик должен – и все тут.
Устройство хорошего образования представляется мне по аналогии с устройством микроскопа: есть окуляр, который каждый настраивает по своему глазу; есть объектив – они на одной оси; объекты можно двигать, менять. Механизм передачи знаний должен быть правильно устроен. Он должен поддерживать целостность сознания, единство сознания и знания».

Кстати, о целостности

Евгений Титов: «Мой пример из олимпиадной практики: отобрать лучших по физике и химии, допустим, несложно. А вот на экологической олимпиаде мы ищем наиболее мотивированных. Не тех, кто все знает и кому ничего не надо. Способные и мотивированные – это не одно и то же. Может ли в цифровой школе уровень мотивации ребенка расцениваться как показатель качества его образования?» Идея.

…и о реалистичности проекта

Идей много. Например, отбросить заказ и разместить под рукой ученика массу образовательных возможностей. Возможно ли такое? Говорили: «Да, если в этом будет потребность».
Понятно: разговоры о проектировании цифровой школы, сам проект востребованы. Факт наличия цифровой школы тоже штука престижная. А вот по-настоящему свободное, на ученика ориентированное образо-вание кому-то нужно? В собственных траекториях продвижения – не на словах, а на самом деле – кто-то заинтересован? В свободном умном человеке – кто? Где? Когда?
…Заседания продолжаются. Проект уже представлен в Федеральном агентстве образования.

 

Рейтинг@Mail.ru