Формула рабочего времени
Какой она должна быть для педагогов-психологов?
Два года назад («ПС» № 19, 2006), отвечая на вопрос педагога-психолога о том, почему предусмотренная Приказом № 69 Минобрнауки формула 18+18 (работа с участниками образовательного процесса в школе и ее анализ, подготовка к дальнейшей работе за пределами ОУ) не срабатывает на местах, мы обращались за ответом в Департамент экономики и финансов. Тогда специалист ответил, что реально вопрос о рабочем времени определяется Постановлением Правительства РФ № 191, согласно которому рабочее время педагога-психолога – 36 часов. В деталях же этот вопрос регулируется правилами ?внутреннего трудового распорядка учреждения.
Время прошло, нет уже в структуре министерства такого департамента, но ясности в вопросе не прибавилось. Нас снова спрашивают:
«Сижу в комнате с организатором, социальным педагогом и еще двумя заместителями директора. К нам постоянно кто-то заходит, сосредоточиться очень трудно, так что всю описательную работу (а она очень большая) я выполняю в свое личное время, обычно – в ночное. Пыталась урегулировать этот вопрос с директором, ссылалась на приказ № 69 – бесполезно. Она говорит, что первая же финансовая проверка уличит ее в нарушении, если в проставленное в табеле время меня не будет на работе. Непонятно. Разве приказы Министерства образования и науки РФ не являются обязательными для исполнения?»
Являются. Об этом скажет любой юрист. И на Российском образовательном портале специалист говорит словами
69-го приказа: «Выполнение работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами». Но добавляет: «Особенности распределения рабочего времени рекомендуем уточнить в вышестоящем органе управления» (комментарий Елены Болотовой).
Итак, дать однозначный ответ на конкретный вопрос не может никто. Потому что об одном и том же, но немного по-разному говорит Трудовой кодекс, 191-е Постановление правительства, 69-й Приказ
Минобрнауки, Закон РФ «Об образовании», в котором уже в 51-ю статью внесены изменения. А еще есть такая штука, как Закон об образовании в N-ской области, локальные акты районного отдела образования, устав ОУ – трактовки, уточнения, поправки. В конце концов, директор школы поступает согласно распоряжению своего руководства, и обсуждать с ним противоречия в образовательных законах не имеет смысла.
Что же касается прецедентов, то, как показывают наши опросы директоров разных школ страны, диапазон решений проблемы рабочего времени школьного психолога достаточно широк. От «У нас психологи и по 48 часов на месте сидят, а как же?» (явное нарушение 191-го постановления!) – до «Мы на доверии работаем. Люди стараются, я же вижу. Главное – отношение к делу, а не высиживание часов. Поэтому я не возражаю против свободного графика работы психолога». По формуле 18+18 работают нелегально, то есть рискуют. Большинство же придерживаются 191-го постановления об отработке 36 часов.
…Образовательного кодекса нет как нет, современные реалии школьной жизни отражения в законах не находят, и проблемы законодательного регулирования отношений в сфере образования усугубляются все больше.