КОММЕНТАРИЙ К ДОКУМЕНТУ
ДОУ по новому Типовому положению
Шесть наиболее значимых изменений в самом главном для дошкольного образования нормативно-правовом акте
Правительство Постановлением от 12 сентября 2008 года
№ 666 утвердило новое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Этот документ сменил прежнее положение, действовавшее с 1995 года.
Структура Типового положения не изменилась; многие пункты остались
в старой редакции. Однако новации, конечно же, есть.
Их мы и постараемся проанализировать: в связи с выходом нового положения о ДОУ придется менять уставы, и мы надеемся, что наш комментарий поможет администрациям ДОУ в этой работе.
Статья подготовлена при поддержке компании «Нужные люди». Для успешной работы фирмы требуется штат профессиональных сотрудников, но если у вас нет таких людей, то самым простым способом окажется повысить квалификацию своего текущего персонала. На сайте, расположенном по адресу www.Asales.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на тренинг по продажам по выгодной цене. В компании «Нужные люди» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с офисными служащими.
Официально новое Типовое положение опубликовано в «Российской газете» от 24 сентября. В номере дан и комментарий к этому документу. Прежде чем анализировать само положение, хотелось бы сказать несколько слов об этом комментарии: он может ввести читателей в заблуждение.
Например, в нем говорится: «В документе четко определены права дошкольных учреждений на землю: она является их собственностью, как и все имущество – здание, инвентарь и прочее. Это значит, что продать здание детского сада или землю под ним теперь очень трудно. Точно так же сложно теперь сдать территорию детского сада или его здание в аренду».
На самом деле все имущество государственных или муниципальных учреждений находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, а учреждению передается лишь в оперативное управление – «в целях обеспечения образовательной деятельности». Земельные участки также не являются собственностью ДОУ, а лишь закрепляются за ними в порядке, установленном законодательством РФ.
Неверная трактовка положения содержится и в другом месте комментария: «В отличие от предыдущего документа, сейчас в Типовом положении записано, что в дошкольное учреждение можно отдать ребенка уже с двух месяцев».
Запись о том, что дошкольное учреждение предназначено для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, была и в старом Типовом положении (пункт 3). Осуществимо ли это практически – по-прежнему зависит от властей на местах. Отличие же в том, что теперь установлен строгий перечень документов, необходимых для приема ребенка: медицинское заключение, заявление и документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей). Соответственно требовать какие-либо другие бумаги (например, справку о зарплате родителей) администрация ДОУ не имеет права.
Хотя Типовое положение поменялось, ожидать из-за этого особых перемен в повседневной работе ДОУ не следует. Основные изменения должны произойти на бумаге.
Как и раньше, Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, а для негосударственных ДОУ оно является примерным. Уставы ДОУ должны содержать формулировки именно из Типового положения. Поэтому всем ДОУ придется скорректировать свои уставы с учетом некоторых новых формулировок.
Во-первых, в положении добавились несколько новых задач работы ДОУ и поменялись формулировки старых:
– охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
– обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
– воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
– взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Интересно, что теперь официально заявленной задачей стало «оказание консультативной и методической помощи родителям». Однако дополнительных ставок под это не выделят – консультирование включается в должностные обязанности воспитателей.
Во-вторых, в положении уточнены виды дошкольных образовательных учреждений, причем даны четкие определения для отнесения учреждений к видам в зависимости от реализуемой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и направленности группы.
Стало возможным открывать детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста. Он реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
В-третьих, основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения считается теперь группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность, и Типовое положение определяет, каким образом осуществляется дошкольное образование в зависимости от направленности группы.
В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы). Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8–10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. Аналогичные, но не столь конкретизированные нормы присутствовали и в старом положении.
В-четвертых, в дошкольных образовательных учреждениях теперь должны создаваться условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.
В-пятых, более четко сформулирован перечень документов, с которыми ДОУ обязано знакомить родителей (законных представителей) при приеме детей: устав, лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.
Кроме того, расширены требования к договору, заключаемому между родителями и ДОУ. Он должен включать в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
В-шестых, новое положение предъявляет более жесткие требования к принимаемым на работу в ДОУ. Не допускаются лица:
– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
– признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
– имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Естественно, что все это должно найти отражение в уставе каждого ДОУ. Также в уставах необходимо отразить и другие изменения, связанные с изменением Закона РФ «Об образовании»: из числа процедур, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, исключена аттестация, термин «банковские счета» заменен на «лицевые счета», «дети с отклонениями в развитии» – на «дети с ограниченными возможностями здоровья» и т.д.
Отмена ЕТС и введение новых систем оплаты труда тоже повлекли за собой изменения соответствующего пункта в Типовом положении. Теперь ДОУ устанавливает заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы. Также устанавливаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда.
Однако не все изменения столь безобидны. Есть и перемены, которые потенциально могут доставить определенные неприятности отдельным дошкольным учреждениям.
Если раньше Типовое положение предполагало, что медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, то теперь возможности сокращены: медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Получается, что в штатах ДОУ не может быть медработников.
Правда, при этом вопросы лицензирования медицинской деятельности также должны заботить органы здравоохранения.
Также весьма ограничительно может трактоваться и п. 43 Типового положения, согласно которому в штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.
Учитывая, что федеральное бюджетное законодательство никак не регламентирует размеры средств, выделяемых ДОУ, то на практике финансовое обеспечение осуществляется в размерах, устанавливаемых органами местного самоуправления (с принятием соответствующих нормативных актов или без таковых). И на дополнительные ставки деньги находятся отнюдь не всегда.
Единственное важное ограничение – (оно сохранилось из старого Типового положения) – при финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.