Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2008
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Ключарева Наталья

Феномен детства

Ученые создают научную дисциплину, которая помогла бы составить комплексное представление о нем

14 и 15 октября в Саранске на базе Мордовского пединститута состоялось первое выездное заседание семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», с 2007 года работающего при Российском государственном гуманитарном университете. Московские ученые, изучающие детство, встретились со своими мордовскими коллегами, сосредоточенными главным образом на этнографическом аспекте этой темы.

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «ПАРОКОНВЕКТОМАТЫ.RU». Если вы решили приобрести качественный и надежный пароконвектомат, то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «ПАРОКОНВЕКТОМАТЫ.RU». На сайте, расположенном по адресу http://www.parokonvektomaty.ru/, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать пароконвектомат по выгодной цене. В интернет магазине «ПАРОКОНВЕКТОМАТЫ.RU» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Семинар РГГУ возрождает традицию междисциплинарного изучения детства, восходящую к разгромленной в 30-е годы науке «педологии», которую Выготский называл «наукой о целостном развитии ребенка». После того как педология была объявлена «лженаукой», развитие ребенка стало изучаться отдельно биологией, отдельно педагогикой, отдельно психологией, а люди, занимающиеся детьми, превратились в узких специалистов, зачастую имеющих смутные представления о данных других дисциплин. Этот раздробленный по разным областям знаний образ детства со временем превратился в серьезное препятствие на пути взрослых, пытающихся понять, что же на самом деле происходит с ребенком.
Полноценное осмысление детства возможно только совместными усилиями всех наук, так или иначе касающихся жизни детей. Основная цель семинара – разработка новой научной дисциплины, призванной синтезировать опыт антропологов, этнографов, социологов, фольклористов, историков, филологов, культурологов и создать комплексное представление о феномене детства.
Выездное заседание семинара в Саранске наметило некоторые возможные пути развития этой будущей науки о детстве. Доцент МПГУ Алексей Обухов представил свои этнографические наблюдения о детях и детстве в традиционных культурах. Алексей Обухов занимается этнопсихологией, регулярно ездит с научными экспедициями в отдаленные селения, так называемые «деревни в конце дороги», где изучает быт и сознание людей, практически не контактирующих с нашей городской цивилизацией. В традиционных обществах, будь то кочевые якуты, кавказские горцы или русские поморы, отношения между взрослыми и детьми сильно отличаются от привычной для нас модели. Городские дети живут в своем обособленном «детском» мире, куда взрослые лишь иногда заглядывают, чтобы «поиграть» с ребенком. В деревнях «в конце дороги» такого разделения нет: и дети, и взрослые включены в жизнь рода, единство которого закрепляется как общими бытовыми заботами, так и совместным участием в обрядах и ритуалах. Поэтому в традиционных культурах родители никогда не играют с детьми: где нет отчуждения и разрыва между поколениями, там нет и необходимости преодолевать его с помощью игры.
Совсем о другом способе взаимодействия детского и взрослого миров рассказала Маина Чередникова, профессор Ульяновского педагогического института. Ее доклад был посвящен детской мифологии, пространству заповедному и от взрослых глаз тщательно скрываемому. В течение трех лет Маина Чередникова общалась с учениками одной ульяновской школы, и дети постепенно стали рассказывать ей свои сокровенные страшные истории о «таинственном месте», в роли которого выступал городской парк. Маина Петровна показала, как причудливо соединяются сюжеты детского мифологического краеведения с реальными фактами «взрослой» истории.
Дальше семинар переместился из области мифа в сферу утопии. Преподаватель РГГУ Ирина Гордеева выступила с докладом о педагогическом эксперименте Николая Неплюева, который в конце XIX века в своем родовом имении попытался основать идеальное общество («Трудовое братство») из воспитанников созданных им сельских школ. Противники Неплюева, в числе которых был и знаменитый педагог Рачинский, утверждали, что «Трудовое братство» держится исключительно на деспотичном духовном авторитете Неплюева. Однако со смертью основателя (в 1908 году) община не распалась и просуществовала до 20-х годов, когда была разогнана большевиками. Некоторые принципы, на которых строилась педагогическая утопия Неплюева (например, коллективное обсуждение поступка ребенка), были потом заимствованы или заново открыты и пионерским, и коммунарским движениями.
Вообще на семинаре было много интересного. И рассказ о том, как мордовские дети учатся ходить с помощью больших деревянных кукол. И фильм французских антропологов о ритуальном травяном отваре, которым в африканских племенах поят младенцев. И рассуждения о воспитательной роли отцовского кабинета для русских детей XVIII–XIX веков. Разговор коснулся даже переписки Василия Третьего с женой, где речь идет о младенчестве Ивана Грозного.
Продолжатся выездные заседания семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» в Перми, где 15–16 ноября этого года пройдет конференция на тему «Материальная культура советского детства». Все материалы выездных и «домашних» заседаний семинара будут представлены на сайте: http://childcult.rsuh.ru/

 

Рейтинг@Mail.ru