Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена
«Писатель из созвездия Ориона»
14 октября Владиславу Петровичу Крапивину исполняется 70 лет. Поздравляем!
Я любил это созвездие.
В детстве, в городе Тюмени, когда я, пятиклассник, после шести уроков второй школьной смены возвращался домой по непроглядно-темной улице Смоленской, Орион дружески светил мне в осеннем или зимнем небе, разгоняя страхи и напоминая, что путь недолог…
В.Крапивин
Первый рассказ Владислава Крапивина был опубликован 17 октября 1959 года
в газете «Вечерний Свердловск».
Он назывался «Восьмая звезда». Первая книжка Крапивина вышла в 1962 году в Свердловске и называлась «Рейс “Ориона”».
С тех пор и в жизни, и в литературе миновали и канули навсегда целые эпохи. А звезда Крапивина горит, освещая путь новым поколениям мальчишек и девчонок.
Сколько раз критики хоронили романтику крапивинских книг.
Как зло посмеивались над его юными непрактичными героями, казавшимися в новой стране и впрямь прилетевшими с других планет. Нас всерьез убеждали в том, что наши дети уже не будут читать «Мальчика со шпагой», потому что там Сережа Каховский ходит
в пионерском галстуке.
Но вот выросли с Крапивиным мои дети и дети моих друзей, и я вижу,
как важен он остается для них, сегодня уже студентов, как жадно хватаются они за каждую его новую книгу! А загляните в интернет-библиотеки: во многих
из них на первом месте
по популярности книги Владислава Крапивина. А сколько там споров кипит о Крапивине!
Конечно, это не просто удача писателя. Это победа, доставшаяся ценой полного самоотречения. Крапивин, пожалуй, единственный из детских писателей своего поколения, кто
не только сам не опустил руки в 90-е годы, не отказался от своих идеалов,
но и не оставил своих читателей. Каждый год он дарит им новые книги,
где герои не ностальгируют,
а бесстрашно живут в настоящем. Они как по лезвию клинка проходят сквозь тяжелые пески времени, и никакая грязь и пошлость не в силах остановить этих отважных мальчишек и девчонок.
Недавно, в сентябре, Владислав Петрович Крапивин приезжал в Москву и на XXI Московской международной книжной ярмарке представлял несколько своих книг: «Журавленок
и молнии», «Трое с площади Карронад», «Трофейная банка, разбитая на дуэли», «Дагги-Тиц».
Чтобы увидеться с любимым писателем, в 57-й павильон на ВВЦ пришли множество людей. Какие там были прекрасные лица! Сегодня у нас есть возможность перенестись на эту встречу с Владиславом Крапивиным.
Д. Шеваров
…– Моя новая книга «Бриг “Артемида”» рассказывает об одиннадцатилетнем мальчике, который жил в Тюмени и волею случая оказался в плавании по Атлантике. Казалось бы: как может занести судьба сибирского мальчишку в такую даль? Но вот бывают чудеса! И я рассказываю о его приключениях на острове Гваделупа. Пока издатели выпускали в свет эту книжку, я успел написать продолжение, второй том. Действие происходит уже в наши дни и завершается буквально в августе 2008 года. Там – о судьбе этого брига и о том, как нынешние мальчишки разгадывают разные запутанные и забывшиеся события.
– Сегодня дети почти не читают, сидят у компьютеров…
– Когда мне говорят, что сейчас дети не читают и книга не выдержит соревнования с компьютером, я всегда рассказываю, как я учился в сороковых годах в четвертом классе тюменской школы, и тогда все говорили: сейчас никто не читает, потому что есть радио, есть кино, есть, в конце концов, патефон. Можно покрутить ручку и поставить пластинку. Так что я думаю, что книжки все-таки читают и компьютер этому не помеха.
– Как вы пишете? По настроению или каждый день? За письменным столом или где придется? Как это происходит?
– Помните, есть старый анекдот про сороконожку? Ее спросили, как это вы ходите на сорока ногах и знаете, куда какую ногу и когда ставить? Сороконожка задумалась и разучилась ходить. Поэтому и я опасаюсь крепко задумываться над тем, как я пишу. Но если всерьез отвечать и коротко: когда задумываешь книгу, то все идет на интуиции, на вдохновении. А потом, когда надо писать, приходится брать себя за шиворот, усаживать за стол и говорить: работай, работай, работай…
– Вы решили стать писателем, потому что ваши родители-педагоги этого хотели или это был ваш личный выбор?
– Я решил стать писателем, когда однажды, восьмилетним мальчишкой, остался без книг. Я очень любил читать. А тут –голодный сорок шестой год, керосиновая лавка, заснеженная Тюмень и нет книжек: все, что было в доме, я быстро прочитал. И тогда я подумал: если книжки так интересно читать, то писать их, наверное, еще интереснее? Это так запало мне в голову, что я стал пробовать сочинять книжки. И вот пробую до сих пор.
– Недавно вы переехали из Екатеринбурга в Тюмень, а ваш отряд остался на Урале. «Каравелла» вообще существует?
– «Каравелла» существует вполне благополучно, она активно работает, строит новые яхты, снимает фильмы, проводит каждое лето слеты с парусной практикой для многих отрядов со всей страны. Руководят «Каравеллой» ее молодые выпускники и сворачивать дело, по-моему, не собираются.
– Среди выпускников «Каравеллы» есть известные люди?
– А это разве так важно? Ну если важно, то скажу: есть и высшие офицеры флота, и режиссеры, и журналисты, и писатели, и актеры. Есть певец, к примеру, солист группы «Слуховые галлюцинации» Сережа Багунец.
– Какая ваша самая любимая
книга?
– Вы, наверное, удивитесь, но моя самая любимая книга – девятый том из Собрания сочинений Паустовского. Там его переписка с друзьями и коллегами. Каждое письмо читается как увлекательный рассказ. Я очень люблю Константина Георгиевича Паустовского и его письма перечитываю регулярно, погружаясь в любимый и мной мир.
– Почему педагоги в ваших книжках редко бывают положительными героями?
– Ну, это какое-то заблуждение. Увы, оно давно за мной следует. А вы читали повести из цикла «Мушкетер и фея»? Там прекрасный директор школы, и у него есть, кстати, реальный прототип. А «Колыбельная для брата» – разве там мало хороших учителей? Да возьмите любую мою школьную повесть… Беда в том, что стоит мне упомянуть только одного не очень хорошего педагога, как педагогическая общественность поднимает крик: ах, вы оклеветали нашу педагогику! Так же стоит написать про одного милиционера, как начинается крик: вы клевещете на наши силовые органы.
– На чем основаны ваши фантастические вещи?
– На моем мировосприятии. А вообще на основе некоторых моих книг ребятами – физиками и математиками – защищены дипломные работы. Время от времени мне присылают статьи, где та или иная деталь, связанная, к примеру, с Великим Кристаллом, подтверждается наукой. А несколько лет назад ко мне пришел запыленный молодой человек в полевой куртке и сапогах и сказал, что он приехал из Владивостока, чтобы узнать у меня технологию перехода в иные миры. Пришлось объяснять ему, что одно дело литература, а другое – практическая действительность...
– Не хотите ли вы писать для взрослой аудитории?
– Есть люди, которые утверждают, что многие мои книги исключительно для взрослых. И в самом деле: вспомните «Лужайки, где пляшут скворечники» или «Лоцмана». А тот же «Белый шарик Матроса Вильсона» – разве он для детей?
– Как вы относитесь к появлению ваших аудиокниг?
– И прекрасно, что появились. Ведь не все имеют возможность читать. Есть много детей со слабым зрением. Я был в таких интернатах для слабовидящих. А есть дети, которые еще не привыкли сами читать. Есть пожилые люди. Поэтому я очень рад, что книги мои еще и звучат.
– Много ли осталось в Тюмени мест, которые вам дороги с детства?
– К счастью, гораздо больше, чем я мог надеяться. Я живу в старом квартале, хожу по старым деревянным улицам, где еще растут лопухи и цветут одуванчики, по берегам своей родной реки, старого заросшего лога… Многое, конечно, исчезло, но некоторые мои детские места еще живут.
Записала Ася ШЕВАРОВА
P.S. В Тюмени начинаются Дни российской детской литературы, приуроченные к 70-летию В.П.Крапивина. В их рамках состоятся детский литературный форум, совет командиров детских и юношеских отрядов Уральского федерального округа, кинофестиваль детских фильмов, конкурсы творческих и научных работ студентов и школьников, Крапивинские чтения в городах области, научно-практическая конференция в ТюмГУ, посвященная деятельности В.П.Крапивина, выставка художников-иллюстраторов и другие мероприятия. Завершатся крапивинские дни третьей официальной церемонией вручения международной литературной премии В.П.Крапивина, которая состоится 14 октября в Тюменской областной филармонии.
|