Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ


Иваницкая Елена

Что скрывается за детским упрямством?

Чем более беспричинным оно нам кажется, тем более глубокие причины стоят за таким поведением ребенка

Отчего ребенок, который еще вчера совершенно не беспокоил семью, внезапно становится упрямым? «Такой упертый,
с места не сдвинешь! Просто кошмар!» – типичная родительская жалоба. Опытный учитель знает, что самое сложное в этой проблеме – реакция взрослых на детское упрямство. Оно так удивляет и обижает пап и мам, что те легко теряют равновесие и, пораженные собственным бессилием, начинают подумывать, что старая теория, утверждающая, будто по-хорошему никогда ничего не добьешься, верна. И сами начинают вести себя неправильно

Действительно, детское упрямство – нелегкая воспитательная проблема. И пожалуй, самая конфликтная. Младшекласснику напоминают: «Пора за уроки», а он бубнит: «Сейчас!» – и продолжает смотреть мультики. Десять раз ему повторят – ноль внимания. Раздраженная мама выключает телевизор: «Немедленно сядь за уроки!» Ребенок тоже взрывается: «Не хочу, не буду!» Кажется, что он готов поступать себе во вред, лишь бы сделать наперекор, не согласиться с родительскими указаниями. Чем настойчивее и энергичнее требования, тем злее и настырнее противодействие. «Что делать с упрямцем? Как добиться, чтобы слушался? Руки уже опускаются!» – сетуют родители.
Посоветуйте родителям не тратить зря силы на скандалы и наказания. Лучше попробовать проанализировать ситуацию, мысленно вернуться назад во времени  – ведь ничего, и упрямство в том числе, не появляется беспричинно, ни с того ни с сего, даже если внешне именно так и кажется.
Упрямое противодействие часто возникает в тех случаях, когда нарушается равновесие между двумя очень важными компонентами воспитания: уважением к ребенку со стороны родителей и теми требованиями, которые они ему предъявляют.
Если родители много требуют от ребенка, но не уважают его, их ожидает упрямство обиды. Обиженный чувствует себя правым, даже когда противится самым разумным требованиям. Ведь для него это единственная возможность – других он еще не знает – заявить о своей позиции, проявить волю, заставить считаться с собой.
И наоборот, когда родители слепо обожают кумира семьи, «пляшут» вокруг него, «уважают» каждую его прихоть и вовсе ничего не требуют, развивается упрямство избалованного тирана.
Ребенок, к которому и требований не предъявляют, и не уважают, демонстрирует упрямство отчаяния. Заброшенный малыш пытается так привлечь к себе внимание равнодушных родителей. Пусть ругают, наказывают хоть каждый день, лишь бы замечали!
Детское упрямство – один из способов самоутверждения, если родители не предоставили ему других возможностей для этого. Постоянное и безальтернативное следование раз и навсегда заведенным правилам рождает неосознанный протест. «А мое мнение, мои желания разве не важны?» – Младшеклассник еще не осмеливается задать такой вопрос вслух, не всегда даже формулирует его так конкретно, но на эмоциональном уровне чувствует и понимает унизительность своего положения. Своим упрямством он как бы разрушает тесные границы дозволенного, доказывает, что уже повзрослел.
Если ребенок и в самом деле перерос вчерашние запреты и требования, то он будет упрямо бунтовать против «малышовских» установок. Если требования слишком сложны и непосильны, то его упрямство – скорее сигнал: «Я пока не могу этого сделать». Не стоит спешить с обвинениями в упрямстве: сначала проверьте, соответствуют ли требования взрослых уровню развития ребенка.
Упрямство ребенка может быть и ответом на… упрямство родителей. О чем, собственно, идет речь? Вовсе не о «дурной наследственности», о которой частенько поминают мама с папой, обвиняя друг друга в ссоре: «Весь в тебя пошел!»  – «Нет, в тебя!»
Упрямство родителей – это отсутствие элементарной гибкости в воспитании. Порой они даже не замечают, что всегда и во всем следуют своим закосневшим
принципам и привычкам. И от ребенка требуют того же, не предоставляя ему никакого выбора. А важное и серьезное в такой семье зачастую смешивается и уравнивается с малым, несущественным.
Зарождения и разрастания так называемой «проблемы манной каши» тут не избежать: какая-нибудь повседневная мелочь – да та же манная каша! – становится камнем преткновения. «Ешь». – «Я ее не люблю!» – «Ешь, тебе говорят!» – «Не буду!» – «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь!» – «Не хочу!» – «Значит, ни гулять, ни в гости не пущу». – «А я вообще есть перестану!» Каждый прием пищи превращается в сражение, в силовое упражнение во взаимном упрямстве. Ребенок пытается доказать свое: что его право на собственное мнение, его чувство собственного достоинства ущемлены. Взрослые – свое, не понимая, что обречены на провал.
Чем сильнее мы пытаемся повлиять на ребенка, тем больше он начинает игнорировать наш авторитет, выражая свое отношение неуважительными ответами, молчанием, пассивным сопротивлением. Упрямство ребенка – своеобразная защита от упрямства родителей. Подобные мелочи со временем могут привести к серьезным последствиям: ребенок будет противодействовать не только пустяку, в котором взрослые могли мудро уступить, но и упрямо отвергать серьезные, принципиальные требования. Вам это надо?
В некоторых случаях у упрямства есть физиологические причины. Если у ребенка доминирует правое полушарие (явный признак – леворукость), процессы самоутверждения, выраженные активным упрямством, будут протекать в более острой форме.
Еще одна форма упрямства – невротическая. Она возникает на фоне стресса, тяжелых событий и переживаний, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Постоянные неудачи в школе, неотвратимость наказаний за это дома, ссоры с родителями, одиночество, изоляция, конфликты с одноклассниками – все это тоже прорывается упрямством.
Нередко бывает, что первоклассник упрямится из-за нарушения привычного уклада жизни. Резкие внешние перемены (переход из любимого детского сада в чужеродную пока школу) могут вызвать прямо-таки бурный всплеск упрямства у малыша. Втянувшись в новый быт, в новое расписание – подчас далеко не сразу, а спустя несколько месяцев, ребенок перестает упрямиться. Если, конечно, его «плохое поведение» не оказывается закрепленным ошибками родителей.
Не нужно «подсказывать» ребенку, что он ужасно упрямый. Младшеклассник еще не вполне осознает мотивы своего поведения. Во время приступов упрямства он чувствует эмоциональный дискомфорт, ему неприятно, он сам себя не понимает. Если взрослые назовут его поведение упрямством, он получит объяснение: «Так вот оно что! Я упрямец!» Что вовсе не заставит его отказаться от негативных действий. Напротив, ему легче будет упрямиться – соответствовать полученному ярлыку.
Родителям кажется, что всем, в том числе и детям, ошибочность бессмысленного упрямства очевидна. Но то, что понятно людям взрослым, не всегда ясно детям. Признать ошибку им мешают обида и досада, усталость и раздражение, а критика, замечания воспринимаются крайне болезненно. Поэтому в общении с упрямцами взрослым лучше отказаться от противостояния. Да и превращать спор в «перетягивание каната», где только одна победившая сторона, а другая неизбежно становится побежденной, как-то стыдно. Ведь упрямство – реакция слабого и неопытного. Победу над ним достойной не назовешь.

 

Рейтинг@Mail.ru