Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ТРУДНАЯ ТЕМА


Фоминова Алла

Ребенок в ситуации утраты

Советы здесь невозможны и неуместны. Есть только то, что человек может рассказать по праву профессии психолога; то, что даст учителю возможность что-то увидеть, понять – и помочь

Дети в школе должны быть защищены. Детство само по себе великий риск, риск взросления, и поэтому школа должна быть территорией, где дети чувствуют себя в безопасности. Но в последние годы школа все чаще перестает быть такой территорией. Несколько лет назад была захвачена школа в Беслане; в начале октября обрушилась школа в поселке Беляевка Оренбургской области. Что сказать тем, кто потерял своих родных? Им вряд ли нужны эти слова. Но как быть учителям, которым, может быть, однажды придется войти в класс, где их ждут дети, пережившие утрату кого-то из близких им людей?

Особенности переживания смерти близкого человека детьми разного возраста

У детей отношение к смерти иное, чем у взрослого человека. Маленький ребенок еще не до конца понимает, что значит «навсегда». Смерть он воспринимает как разлуку с близким ему человеком, часто с самым дорогим. Так как дети не признают необратимости смерти, то говорят о ней как об отъезде.
Маленькие дети могут даже в день похорон слушать любимую музыку или смотреть какую-либо телепередачу, а взрослые принимают это за безразличие и жестокосердие…
В младшем школьном возрасте дети начинают смерть олицетворять. Вот самые распространенные высказывания детей 6–10 лет: «Смерть – это скелет. Он очень сильный и может перевернуть корабль»; «Смерть кроется в укромном месте». Такое олицетворение смерти – защитная реакция против страха, дающая ощущение, что со смертью можно справиться.
Очень важно помнить, что мы обычно обладаем ограниченной способностью выносить острую душевную боль, а у детей эта способность еще ниже. Поэтому в период утраты и у детей младших классов, и у подростков быстро развиваются противоположные мысли и чувства.
«Разные, в соответствии с возрастом, способы реагирования на утрату часто ведут к конфликтам и недоразумениям в семье. Взрослый… не может понять кажущееся отсутствие чувств у ребенка. Мать, оплакивающая умершего отца, укоряет ребенка, страдающего от сдерживания аффекта, за то, что глаза его остаются сухими» (М.Вольфенштейн).
Большая часть наблюдений показывает, что дети младшего школьного возраста справляются с вызванными смертью утратами с помощью массивного отрицания, включая отрицание собственных переживаний, и нередко с помощью обращения страдания в его противоположность.
Пожилая женщина пришла ко мне по вопросу поведения ее девятилетнего внука после похорон дочери. Она взволнована тем, что внук вообще ничего не говорит об умершей маме, вызывающе весел и активен. Несмотря на такое внешнее отрицание, внутренняя жизнь ребенка может претерпевать значительные изменения, которые могут серьезно повлиять на его дальнейшее развитие. Симптомами того, что с мальчиком не все благополучно, являются его ночные страхи, нежелание спать одному в своей кровати или заходить в комнату матери.
Даже если дети внешне не выказывают явных признаков горя, это не означает, что они его не испытывают. По-видимому, повышенная активность помогает детям заполнить чувство пустоты, возникающее в этот период, но внутреннее напряжение и растерянность проявляются в каких-то особенностях поведения.
В подростковом возрасте происходит изменение отношения к смерти, подросток уже может постичь значение утраты, уяснить необратимость смерти. Однако зачастую подростки пытаются отрицать сам факт наличия смерти весьма специфическими способами: их поведение часто сопряжено с физическим риском, ребята «играют» со смертью, а преодолев рискованную ситуацию, воспринимают это как победу над смертью. Такой стиль поведения зачастую связан с остатками детской веры в бессмертие.
Внешнее поведение подростков и их реакция на утрату значительно отличаются от поведения и реакции взрослого. В период утраты близкого человека у подростков могут возникнуть самые разнообразные негативные переживания.
Часто близкие умершего человека испытывают чувство вины за что-то, что не сделали для этих людей при жизни. Ощущение своей вины может провоцировать у детей и подростков поиск наказания для себя: известны случаи, когда дети вдруг начинают прогуливать школьные занятия, воровать.
Сложный момент наступает, когда ребенок или подросток начинает искать замену утраченному родителю. Увы, ни
родственники, ни учителя, ни даже появление мачехи или отчима не могут в полной мере заменить умерших. Ведь ребенок ищет не просто взрослого человека, а именно те эмоциональные отношения, которые связывали его с умершими близкими.
Для взрослого смерть близкого родственника часто становится травмирующим событием. Для ребенка смерть близкого родственника, такого как отец или мать, также может стать травмирующим событием, но что еще более важно, она производит серьезное вмешательство в развитие. Насколько сильно отразится потеря значимого человека на дальнейшем развитии ребенка, во многом зависит от особенностей переживания утраты в течение первого года после смерти близкого человека.

Стадии переживания горя и особенности психологической поддержки в эти периоды

В период переживания горя у любого человека происходит процесс прощания с умершим, а также очень важный процесс – построение собственной жизни в настоящем. Конечно, каждый человек проходит свой путь переживаний. Особенности переживаний и их длительность связаны с индивидуальными особенностями горюющего и, конечно, с его возрастом.
Однако процесс переживания горя все-таки условно можно разделить на несколько этапов. Знание характерных признаков определенной стадии переживания горя и понимание их психологического смысла позволяют более действенно помочь страдающему человеку.
1. Начальная стадия горя – шок, оцепенение от перенесенной утраты – связана с отказом верить в реальность происшедшего и длится от 7–9 дней до нескольких недель. Чувства по поводу происшедшего могут сильно не выражаться, так как активизируется психологическая защита от сильного травматического воздействия – отрицание реальности. У детей это проявляется наиболее сильно.
Однако важно помнить, что в первые дни утраты лишь разговор о недавно утраченном объекте любви часто ведет к болезненному срыву. С течением времени тот же самый человек сможет связно говорить о событии без эмоционального срыва и этим разговором облегчать свое состояние.
На стадии шока очень важны внимание и забота о ребенке, понесшем утрату. Это лучше всего выражается в присутствии, прикосновении. Не следует останавливать плач или рыдания ребенка – такая реакция смягчает душевную боль.
Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. Любые разговоры о случившемся могут провоцировать агрессивные вспышки, раздражение. Злость вызвана крушением планов, надежд, желаний, связанных с умершим человеком. Это чувство может свидетельствовать о глубине полученной травмы.
Важно не опровергать обвинительные слова ребенка, а помочь ему проговорить свои негативные чувства в отношении людей, которые, по мнению ребенка, виновны в трагическом событии. Только в этом случае будет снижаться эмоциональное напряжение ребенка и злость не направится на случайные объекты, а также на самого себя.
2. Следующая стадия – стадия по-
иска  – характеризуется возникновением иллюзий о существовании умершего: он видится в толпе, его шаги слышатся в соседней комнате и т.д. Такая вера в чудо особенно сильна у детей. Несмотря на то что человек сохраняет связь с реальностью, эти иллюзии возникают и пугают его самого.
Поиск умершего направлен на преодоление утраты. Дети могут фантазировать и в своем воображении рисовать нереальные картины. Важно обсуждать с ребенком его фантазии, не бросаться опровергать его вымыслы, а постепенно в ходе разговора с ним приходить к реальности.
3. Третья стадия – стадия острого горя – может длиться 6–7 дней. Это очень тяжелый период в жизни человека. Несмотря на сильнейшую душевную боль, человек должен включаться в работу, учебу. Ребенок приходит в школу, однако ему трудно сосредоточиться на учебе: ощущения пустоты, одиночества, злости, вины, страха подавляют его внутреннюю активность. Напротив, его внешняя активность может даже увеличиться как реакция бурного отрицания происшедшего и отрицания собственных переживаний. Такие противоречивые чувства и поведение могут приводить к физическим
симптомам: к повышенной истощаемости, ощущению кома в горле, нарушениям сна, затруднению дыхания. Стадия острого горя считается критической в отношении дальнейшего переживания горя. В этот период «работа горя» связана с разрывом прежней связи с умершим и созданием образа прошлого, а также пониманием связи с этим прошлым.
Возможно повышение состояния агрессии, а из-за подавления иммунной системы – развитие простудных заболеваний. Могут возникать состояния подавленности, особенно в праздничные дни.
Переживающему горе человеку нужно постоянное, но ненавязчивое внимание. Поэтому важно, чтобы в это время у ребенка была возможность выражать кому-то любые свои чувства (тоску, обиду, одиночество, злость и т.д.) и знать, что они будут восприняты без предубеждения. Не следует поверхностно успокаивать, формальные фразы разрушают эмоциональное объединение, лучше вместе помолчать, взяв ребенка за руку. Важно учитывать, что страдающий ребенок может отвергнуть любое участие, но предлагать помощь необходимо, как бы напоминая периодически: ты не один, мы всегда рядом и готовы помочь. Главное – это создание вокруг ребенка атмосферы присутствия и понимания. Учителю важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не оставался подолгу один во время перемены, желательно, чтобы с кем-то ходил в школу и из школы. Можно дать ему телефон службы психологической помощи: «Возьми на всякий случай, если вдруг захочется поговорить о том, о чем не можешь говорить с близкими…»
4. Четвертая стадия горя – этап восстановления – длится примерно год. В это время человек постепенно примиряется с фактом утраты. Переживание горя возникает в виде отдельных приступов, возврата в состояние тоски.
В это время важно помочь ребенку включиться в жизнь. В этот период можно обращаться к ребенку с просьбами, выполнение которых поможет ему встряхнуться. Но не надо забывать о том, что ребенка могут периодически захватывать тяжелые переживания. Важно выслушивать его, оказывая эмоциональную поддержку.
5. Завершающая стадия горя наступает через год, когда прожиты определенные даты и события без близкого человека. В этот период происходит эмоциональное прощание с умершим, возникают какие-то личные убеждения.
Взрослый человек может помочь ребенку намечать цели, строить планы. Основная цель психологической работы на этом этапе – создать в памяти образ ушедшего из жизни, найти для этого образа смысл и постоянное место в потоке жизни. Ребенку можно по мере его взросления передавать какие-то вещи его умершего близкого, которые будут определенными символами, будут наполнять его жизнь и связывать события жизни с образом любимого человека. При благоприятном прохождении стадий горя ребенок, понесший утрату, сможет любить тех, кто живет рядом с ним, создавая новые смыслы; и определенная идеализация умершего родителя не будет мешать построению новых отношений.
Но, наверное, завершение работы горя не происходит полностью, и в определенные моменты своей жизни человек будет заново осмысливать и переживать то, что было связано с внезапно ушедшим близким.

Алла ФОМИНОВА, кандидат психологических наук
г. Нижний Новгород

В полном варианте статью читайте в 22-м номере газеты нашего Издательского дома «Классное руководство и воспитание школьников». Этот номер целиком посвящен тому, как помочь детям, пережившим потерю близких или друзей.

Рейтинг@Mail.ru