«С тех пор это был самый дружный класс...»
Назидательные истории, которые второклассники пишут для самих себя
В конце сентября все почувствовали, как трудно в школе второклассникам. Они теперь сами ведут дневники, получают оценки и… намного чаще обижаются, ссорятся, а то и дерутся между собой, грубят взрослым.
И вот учитель второклашек попытался понять, что происходит. Попросил ребят написать «Советы о том,
как детям в школе жить мирно».
Оказалось, комфортность пребывания в школе дети напрямую связывают
с одобрением учителя.
Что одобряется – им понятно: внимание, исполнительность, бесконфликтность. Но как же трудно совпасть с требованиями!
Из текстов видно, как дети всеми силами «уговаривают» себя быть хорошими. Берут взрослые интонации. Сочиняют истории-притчи. Придумывают мотивировки самые фантастические. Изобретают словесные формулы-заклинания.
В общем, работают над собой.
Хорошо бы это горячее стремление соответствовать правилам
не отнимало всех детских сил, не шло бы вразрез с естественным развитием восьмилетнего ребенка. И конечно, находило бы понимание взрослых…
…Чтобы в школе все было хорошо, каждому надо помнить, что должен знать школьник. Начнем с домашнего задания. Почему делать уроки так важно? Очень важно! Если ты не сделал уроки, то тебе поставят «2», и эта отметка будет влиять на твою жизнь.
Теперь про поведение. Ученик должен соблюдать правила. Слушать на уроке! Когда ты слушаешь учителя, то познаешь. На «окружающем мире», например, мы познаем оболочки Земли, обитателей Земли, проходим про то, как живые организмы запасают энергию Солнца.
Теперь о дружбе. Если кто-то упал, обязательно помоги, и это будет по-дружески. Если тебе кто-нибудь не нравится из класса, ты этому человеку об этом не говори, а держи свои мысли при себе. А если человек станет лезть к тебе сам, отбирая вещи, например, ты не рассказывай учительнице! Это человек просто хочет привлечь твое внимание. Лучше используй юмор. Например, скажи: «А у нас что, турнир по отбиранию вещей начался?»
Вот и все я рассказала вам о школе.
…Кто не любит делать домашнюю работу и вообще не понимает, зачем она нужна, тому в школе плохо. Однажды Оля спросила учителя: «Зачем нужна домашняя работа?» – «Домашняя работа – это закрепление урока. Она нужна, чтобы знания, полученные на уроке, не убегали из головы». С тех пор Оля всегда делает уроки, все ее хвалят.
…Один мальчик не сделал уроки, забыл. Потом не стал их делать вообще. Учитель заметил это, спросил почему. А он и отвечает: «Я не делаю уроки, потому что мне понравилось их не делать!» Учитель сказал: «Хватит! Отвыкай, ведь это плохая привычка!» Мальчик послушал учителя, стал больше заниматься дома. И стал он в школе получать не колы и двойки, а пятерки и четверки. И стало ему в школе хорошо.
…Жила-была девочка, и вот однажды она попала в школу, где были все добрые. У нее постоянно были пятерки – и за четверть. За это к ней прилетела фея и исполнила ее желание. Девочка попала в страну, где все были ежиками и провокаторами. Она всюду ходила и всех делала добрее, не ежиками и не провокаторами. Рассказывала и показывала, как надо по-доброму общаться. А потом она вернулась к себе в школу, и те существа из волшебной страны смотрели, как она хорошо учится.
…В маленьком городишке жил веселый и обыкновенный мальчишка Гришка. Как и все его друзья, он любил погонять мяч на футбольном поле, а на уроках совершенно тосковал. Его не интересовали математика, русский и все другие предметы. Радостное волнение он испытывал лишь тогда, когда звенел звонок с последнего урока.
Но вдруг к ним в школу приехал настоящий космонавт! Он рассказал о необходимости глубоких знаний, что без них у человека нет веры в свои силы. И Гришку словно подменили. Он осознал смысл старания. И он на самом деле достиг успеха!
…В школе важнее всего быть внимательным. Пример. Жил мужчина, да такой невнимательный! Вошел он однажды в дом, а в доме был открыт погреб, он его не заметил и провалился. В погребе была лестница, но он ее не заметил и стал кричать: «Спасите, помогите!» Жена прибежала, она была такая же невнимательная, тоже не заметила лестницу и тоже стала кричать: «Спасите, помогите!» Тут пришел внимательный человек и указал им на лестницу. Вот так и в школе: легко попасть впросак, если ты невнимательный.
…Моя сказка – про невнимательного мальчика. Пришел мальчик на урок, достал учебник. А был урок математики, а учебник-то мальчик достал по русскому языку! Но мальчик не обратил внимания на это недоразумение и стал дальше заниматься своими делами на уроке: рисовать, писать записки соседке по парте, разговаривать, крутиться. Учительница задала ему вопрос: «Сколько будет 5+5?» А мальчик ответил: «Так ведь у нас урок русского языка, какие могут быть примеры?» Весь класс захохотал. А мальчик хоть обиделся, но понял, как плохо быть рассеянным.
…В школе надо со всеми дружить, но мне не хочется. Я придумала такую сказку. Жил-был на белом свете один мальчик, который был драчуном. И вот он поступил в первый класс. У него стало много одноклассников, но никто с ним не дружил, потому что он всех бил и обижал. В этом классе был другой мальчик, который предложил драчуну свою дружбу. Тот согласился и сразу нанес удар. Вдруг все закружилось, и драчун оказался в диком дремучем лесу. Там жили волки, медведи, рыси, тигры. Мальчик очень испугался и заплакал. И тут на ели зашевелились веточки. Это была белочка. Она сказала: «Я помогу тебе в твоем горе, только ты должен мне пообещать, что никого больше не будешь обижать». Мальчик согласился. Белочка взмахнула хвостиком, и он оказался в своем классе. С тех пор это был самый дружный класс во всей школе.
…Участие и победы в каких-либо соревнованиях – всегда это хорошо. Но часто нам нужна поддержка, простая поддержка в горе, в любых трудных ситуациях. Очень важно заметить, что что-то случилось. Это и значит поддержать кого-то.
…Причиной разных школьных неприятностей, я думаю, является преимущество сильных над более слабыми. Взрослые не должны помогать сильным, чтобы они не становились еще сильнее. Но так не получается. У взрослых и у сильных не получается не показывать силу. Из-за этого все ссорятся или по-тихому обижаются.
Поэтому у меня такие правила в школе: никогда не груби, не говори обидных слов. Не забывай здороваться со всеми, особенно с учителем, завучем, директором. Если ты за что-то обиделся, хоть на кого, постарайся поскорее забыть свою обиду, не злись зря. Больше улыбайся.