Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2008
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Первый опыт рассудительности и самостоятельности

Что-то у нас в октябре все пятиклассники в тоске пребывают. Адаптивный период закончился, от шума, перемещений, огромных коридоров успели устать. От той самой самостоятельности, о которой взрослые постоянно твердят. Наступила «повторная потерянность», эмоциональное переживание, связанное с тоской по прежнему учителю, по «той» жизни, которая была такой простой и понятной:

«Я хочу учиться только у Марины Ивановны! Мне другие учителя не нужны… Мы хотим обратно в начальную школу, надоело в 5 классе… Учителя нам попались какие-то злые, мне мама позвонила во время урока, так ужас как меня наругали… Хватит уже в школу ходить, я сам все знаю».

Момент сбоя. Его нельзя пропустить, иначе он перерастет в проблему. Поразмышляем.
Главное новообразование младших подростков – чувство взрослости. Оно только-только в них проклюнулось, поэтому налицо парадокс: тяга к самостоятельности есть, а навыков ответственного поведения нет. И тут нужны не заклинания: «Ты уже взрослый, сам должен справляться», а реальная поддержка в становлении самостоятельности.
Во-первых, обратите внимание на то, часто ли ребенок высказывает свое мнение, каков его вес в вашем восприятии – скорее всего вы не очень-то с ним считаетесь, а надо укреплять всеми силами. Разговоры, обсуждение любых тем – лучшее средство.
Второе. Не навязывайте действия, а предлагайте выбор. Но этого мало: выбор из готового тоже действие не творческое. Позвольте ребенку действовать по-своему хотя бы в пределах круга его собственных занятий и обязанностей. Что делать? Сколько, когда? Если ребенок говорит, например, что учебник истории ему читать не нужно, может быть, так и есть. Дайте попробовать.
Третье, по важности едва ли не главное: должна быть удовлетворена огромная потребность младших подростков в общении со сверстниками. Дети начинают нуждаться друг в друге, сколачивают группы по поводу общих игр, интересов; у девочек – первые переживания по поводу мальчиков. Становятся популярны ночевки в семьях друг друга.
Так начинается строительство Я-концепции, которое в основном завершится классе в восьмом-девятом. Ребенок все чаще видит себя со стороны, ему важно, как он выглядит, что о нем говорят и думают окружающие,  – поддержите его. Он становится придирчив, подмечает каждую несправедливость, переживает из-за ничтожных мелочей – не горячитесь, потерпите хоть вы. К тому же надо понять: хотя для ребенка этого возраста родители остаются главным транслятором ценностей, их место в картине его жизни уже не центральное.
Смириться с этим нелегко, тем более  – отойти от привычного поведения: от умиления детской непосредственностью, от мелочной опеки или неусыпного контроля. Поддержите новые опоры: те рассудительные нотки независимости, которые звучат все чаще, попытки что-то взять на себя, чем-то заняться по своему усмотрению. Уважайте его тягу к сверстникам.
Иначе – нельзя так нельзя. Не отпустили  – ну и ладно. Запретили – что ж, буду дома сидеть. Но ведь очень скоро непрожитое в этом возрасте общение со сверстниками, неприобретенные социальные навыки дадут о себе знать знаменитыми проблемами неадекватного поведения средних и старших подростков.

 

Рейтинг@Mail.ru