Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Большинство родителей и педагогов не устраивают их взаимоотношения друг с другом. Как показало исследование, проведенное Институтом социально-педагогических проблем сельской школы РАО в Ставропольском крае, практически совсем не удовлетворены сложившимися взаимоотношениями с учителями 90% (!) пап и мам, а 63% педагогов заявили, что удовлетворены взаимоотношениями с родителями «лишь отчасти».
При этом, говоря о причинах конфликтов, как пишет научный сотрудник Института социально-педагогических проблем сельской школы Т.Чичварина в статье «Выявление и предупреждение конфликтов» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 8 за 2008 год), учителя обычно ставят в вину родителям «самоустранение от процесса обучения и воспитания детей» (46%), «родительские обвинения учителей в некомпетентности» (14%), «обвинения учителей в предвзятом отношении к ребенку» (11%). Родители в свою очередь предъявляют претензии педагогам «в плохой осведомленности о семейных проблемах своего ученика» (16%), «в негативных высказываниях о ребенке в присутствии других родителей и детей» (14%), «в высокомерном отношении учителя к родителям ребенка» (13%).

Как известно, в школе практикуются различные формы и методы социализации учеников. Но если ставить цель воспитания у детей гражданской позиции, развития способности самостоятельно мыслить и действовать, готовности участвовать в общественно-значимых инициативах, то здесь, пожалуй, наиболее эффективным методом является социально-образовательный проект. В статье Александра Гуревича и Елены Хижняковой «Воспитательные и общественные эффекты социальных проектов» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 8 за 2008 год) содержатся описание этой технологии и рекомендации по ее использованию. Особо авторы останавливаются на отличии социально-образовательного проекта от других форм социализации. Принципиальная разница заключается в том, что социально-образовательный проект предполагает выход не только за рамки классно-урочной системы, но и за рамки образовательного учреждения. Этот подход ориентирован на социальное партнерство, на взаимодействие с носителями других социальных позиций – специалистами-профессионалами, биз­несменами, представителями органов власти. В отличие от исследования социально-образовательный проект нацелен на измене­ние социальной ситуации и связан с воздействием на общественное сознание. В то же время проект может включать в себя исследование как составной элемент. Например, начиная один из проектов, ученики хотели решить проблему низкой грамотности сверстников за счет организации дополнительных занятий по русскому языку. Но дело, что называется, не пошло. Затем с помощью опроса ребята выявили причину проблемы – уменьшение численности читающих школьников  – и попытались повлиять на ситуацию, издавая журнал, рекламирующий преимущества чтения. Когда и это действие оказалось недостаточно эффект­ивным (журнал не пользовался популярностью), ученики провели дополнительное исследование, направленное на изучение структуры интересов и свободного времени подростков. В результате удалось выйти на более действенные формы работы: интерактивные дискуссии и игры.

Учителя начальных классов говорят, что теперь в школу приходят «другие» дети: очень эмоциональные, улыбчивые, любопытные и наблюдательные. Но вот беда: влечение к познанию у младших школьников чахнет, если учителю не удается связать их индивидуальные интересы с учебной программой. А как это сделать, когда программа очень жесткая, а интересы у детей такие разные? Может быть, стоит попытаться найти какой-то общий для всех первоклассников интерес? По этому пути пошла учительница московской школы № 547 Наталья Глебова, а помогла ей в этом класс-проектная технология. При знакомстве с ней педагога привлекла идея жизненной темы или, другими словами, темы развития. Суть ее довольно проста. Выбирается определенный живой фон, имеющий развивающее значение для обучения и воспитания детей. Живым фоном может стать нечто такое, что присутствует в жизни всех или почти всех детей и что по-настоящему интересует ребят. Что же это? В школе № 547 первоклассники единодушно высказывались за тему, связанную с домашними животными. О том, как эта тема вылилась в большой проект развития коллектива класса, рассказывается в статье В. Извекова «Жизненная тема для младших школьников» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за 2008 год).

 

Рейтинг@Mail.ru