О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Ю.Б.Гиппенрейтер
Общаться с ребенком. Как?
М.: АСТ. Астрель, 2007
Это очередное переиздание книги, которая вот уже больше десяти лет пользуется популярностью. Автор, специалист по практической психологии, мама, бабушка и прабабушка, написала ее как ответ на многочисленные вопросы родителей, испытывающих трудности в воспитании. За основу взяты материалы тренингов общения для родителей и учителей, разработанных американским психологом Томасом Гордоном. Но все приведенные практические примеры взяты из нашей современной действительности.
Большая часть книги составлена как цикл уроков общения с ребенком, причем структура каждого действительно повторяет форму обычного школьного урока. Сначала формулируется тема, например: «Безусловное принятие», «Как слушать ребенка?», «Как разрешать конфликты?», «А как насчет дисциплины?». В начале главы читатель сталкивается с кратким описанием проблемы, иногда в виде нескольких узнаваемых (что называется, до боли) ситуаций. Потом следует «объяснение нового материала» – развернутое рассуждение автора о причинах и возможных путях преодоления проблемы. Отдельно в рамочках, совсем как в школьном учебнике, дается сугубо теоретический блок и четко сформулированное правило – заключение из всего сказанного. Для закрепления только что прочитанного автор предлагает в конце каждого урока несколько домашних заданий.
В заключительном уроке автор подводит итоги и возвращается к главному вопросу: что же делать?
Несмотря на то что каждый урок содержит немало практических рекомендаций, автор дополнила книгу последним разделом «Письма о подростке», в которых разворачивается история взаимоотношений бабушки с «трудным» тринадцатилетним внуком-подростком. В этих заметках с комментариями читатель может проследить, как использовать только что прочитанные «уроки».
М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков,
И.В.Таврель
Как корректно провести учебное
исследование
М.: 5 за знания, 2007
Сейчас во многих школах педагоги активно предлагают ученикам форму проектов и исследований. Это эффективный, но непростой образовательный метод. Он чреват немалыми трудностями не только для ученика-исследователя, но и для учителя, взявшегося за научное руководство. Книга содержит азбуку научного исследования и методические рекомендации, выработанные в ходе практической педагогической работы.
Книга построена в соответствии со структурой научного исследования: от выбора проблемы до презентации результата.
Рассмотрение каждого этапа не сводится к общим рассуждениям о его значимости, хотя от теоретических сведений, изложения правил и требований авторы не отказываются. Текст насыщен практическими примерами, возможными вариантами выбора, цитатами – от изречений гениальных ученых до баек о Ходже Насреддине. Довольно часто рекомендации прерываются рубрикой «Например», где только что изложенные принципы иллюстрируются фрагментами из детских работ. А в конце каждой главы помещен постскриптум, в котором авторы напоминают читателю о возможных трудностях и подбадривают его короткой забавной историей.
Впрочем, есть в книге и сугубо серьезный, деловой раздел. В приложениях собраны положение об ученических научных конференциях, программы общеучебных умений – управленческих, информационных и логических и список литературы, которой могут воспользоваться коллеги, решившие совершенствовать свое умение работать в области учебного исследования.