Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

XII СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ


Почему нам трудно воспитывать детей

Ведущая – Нина Аллахвердова, член Союза кинематографистов, член Союза журналистов, автор книги «Трудный возраст» (совместно с Симоном Соловейчиком)

Вопрос и ответ

Жизнь так прекрасна и так благословенна, что в ней нет ни одного неразрешенного вопроса. Не потому, что мы найдем когда-нибудь все ответы, а потому, что ответа не требуется. Но задумываться необходимо. Восприятие вещей происходит на самых разных уровнях. Поэтому один и тот же вопрос может вызвать разную реакцию, разные ответы. Я внимательно слушала все, что происходило на чтениях в эти два дня, и была удивлена многообразием ответов. В первый день учительница в зале сказала, что учитель всегда свободен. Да, учитель свободен. Что бы он ни говорил. Как бы ни был стеснен обстоятельствами жизни. Закрыв двери класса и оставшись наедине с детьми, он свободен. В классе благодаря его усилиям может происходить такая настоящая жизнь, о которой пишутся книги.
Большую часть своих школьных лет я училась в женской гимназии. Потом, как вы знаете, раздельное обучение отменили, и в старших классах нас объединили с мужской гимназией. И передо мной встал сложный вопрос. Я левша. Как я на глазах у мальчиков выйду к доске, как стану писать при всех левой рукой? Почему-то раньше меня это не беспокоило, я привыкла к своему классу, ко мне все привыкли. А тут я не могла. Как ни странно, но больше всего на доске писать, чертить приходилось на геометрии, на математике. Учитель у нас был старый, опытный, автор учебника. Я подошла к нему и сказала, что собираюсь стать гуманитарием, меня математика не интересует. Учитель поставил мне только одно условие: я должна сидеть на уроке и время от времени что-то устно отвечать.
На первом занятии он попросил меня объяснить, что такое объем в объеме. Мне это было понятно. Это мы в классе. Это мы все, сидящие в этом зале. Наш зал – куб, который помещается в еще большем кубе здания. А здание находится в еще большем объеме пространства. Так и продолжалось у меня на математике: я слушала, иногда что-то отвечала. Педагог был хозяином в классе. Он довел наши отношения до совершенства. И эта его позиция помогла мне. Я действительно стала определяться в жизни, хотя поначалу не собиралась стать гуманитарием. Просто скрывала, что пишу левой рукой.
Получается, ответы есть всегда, разные. Но мы не можем остановиться и перестать спрашивать. Мы будем спрашивать, сколько будем жить. Потому что вопрос и ответ – это связь человека с человеком на всех уровнях бытия.
Когда младший мой сын пошел в школу, он не понимал, что это за учреждение такое. Его все время спрашивали о чем-то на уроке, он отвечал. Но он думал, что раз его спросили, значит, потом и он может задать взрослому свой вопрос. Педагога, человека очень ответственного, это смущало. Вопросы ребенка мешали вести урок, отнимали много времени. И учительница постоянно звонила и просила меня: объясните сыну, что такое школа.

От общего к частному

Особенно много трудностей у моего сына возникало с математикой. Один из гостей нашего дома, известный ученый, стал свидетелем моего разговора с учительницей по телефону. Он был уже в шапке и пальто, собирался уходить. Но вернулся в комнату, подошел к незадачливому ученику и начал что-то объяснять ему... про бесконечность!
Мы-то всегда в обучении и воспитании детей идем от частного к общему, а он пошел от самых глобальных вопросов. Поговорил с ребенком и ушел. Уже на следующий день учительница позвонила и сказала, что мой сын сегодня ее удивил и порадовал: он начал решать примеры и легко вычитает из меньшего большее, с чем раньше совсем не справлялся.
В нашей жизни ничего не происходит просто так, отдельно, само по себе. Каждое событие – звено в цепи. Виток за витком, одно за другое. Надо идти от общего к частному, особенно в воспитании.
Вопрос «Почему нам трудно воспитывать детей?» – частный по отношению к общему. Обдумывая его, я вспомнила одну историю про Даниила Хармса. Он работал в замечательном журнале «Чиж», которым руководил Самуил Маршак. Время было сложное, поэт был ужасно беден. И как-то Маршак предложил ему написать рекламу для кондитерской фабрики, выпустившей новые конфеты под названием «Еж». Выгодный заказ. На следующий день Хармс принес такие стихи:

Если съешь конфету «Еж»,
В восемь вечера помрешь.

Заказ пришлось срочно передавать другому человеку.
Мы остаемся собой при любых обстоятельствах. И помогаем друг другу, учимся друг у друга, иногда не замечая этого.
Ты просто видишь человека, который несет в себе любовь, и внутренне очищаешься, душа выздоравливает. А человеческая душа, если она здорова, сильна, творит чудеса. Ничего не будет сказано, человек никогда не узнает, что спас кого-то, кто страдал и мучился. А тот, кто обрел полноту ощущения жизни, уверенность, поможет другим. Любовь восстанавливает в человеке чувство собственного достоинства.
Мы говорим о любви. А если ее нет, потребуется много усилий, советчиков. И все зря.
Мы просто люди и часто не замечаем, что несем с собой, что нас окружает. Но если выпадает шанс встретиться с иным, новым, нужно впитывать в себя явившуюся реальность, потому что так развивается в нас слух на то, что составляет сущность человеческой жизни.
Правильные взаимоотношения в семье, в школе – основа воспитания. Но даже если нет, увы, этих отношений вокруг нас, мы можем постараться это отсутствие компенсировать. Ответ на вопрос – в нас.
Мой отец рано умер. Но мама часто рассказывала о нем, смешливо, ярко, она воспитала в нас уверенность, что мы – дети замечательного человека. Это очень важно, когда один воспитатель утверждает ценность другого в глазах ребенка.
Многие наши ученики растут в неблагополучных семьях. Если нет рядом мужа, отца, важно сформировать в ребенке сознание мужского начала. Как и женского. Мы обязаны быть позитивными ради детей.
Позитивность – признак духовного здоровья. Она позволяет выжить и реализовать себя в жизни. Мое поколение привыкло к протестной позиции – это следствие придавленности, отсутствия представлений о верхе. Наличие внутренней вертикали делает человека мягче, неагрессивнее. Делает человека интеллигентом.
Лихачев говорил, что можно притвориться честным и самому в это поверить, можно притвориться добрым и самому в это поверить. Но невозможно притвориться интеллигентным. Это другая ипостась, в которой человек позитивен. Детям важно видеть в нас это качество.

О духовной опоре

Если человек живет восприятием духовного содержания жизни, он понимает, что нет ничего плохого. Если что-то не сложилось, оно не сложилось, чтобы человек нечто осознал в себе. Для этого он и рождается. Получает образование, рожает детей, ругается с соседом, чтобы понять себя в этом мире. Если посылаются ему испытания, то ради познания себя. Иногда это трудно, но всегда возникает человек на пути, который становится опорой, помогает.
Все знают стихи Лермонтова:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Вот в чем дело. В любви и в жертве. Если мы любим и жертвуем, всегда появляется помощь. Жизнь благословенна. Она наполнена такими чудесами, когда мы позитивны. Что такое позитивный человек? Тот, кто слышит сигналы своей судьбы и отвечает: да, слышу. Он готов воспринимать то, что идет к нему от жизни. Воспринимать и переходить на следующий уровень.
Ни одно наше духовное усилие не остается без результата.

Человек рядом

Одного ребенка избили в школе одноклассники. Его мама обзвонила всех участников драки. И каждому обидчику сына и его родителям достаточно твердо пообещала лично бить как собаку каждого, кто посмеет обидеть ее ребенка. Родители школьников были возмущены таким бестактным заявлением. Педагоги тоже. Нарушительницу правил приличий вызвали даже на педсовет, где она объяснила свое поведение так: «Я сделала это не ради своего сына. С ним все в порядке: он ни с кем не объединялся в стаю, никого не унижал. А вот что будет с его обидчиками… Пока взрослый не начнет достаточно уважать себя, чтобы класть предел детским безобразиям, дети будут брошены. Жаль этих детей».
Я не за то, чтобы пугать или бить кого-то. Но взрослый должен твердо показать ребенку границы. Конечно, когда взрослый сам не выстоял в этой жизни, когда он подавлен, двусмыслен, он никогда не реагирует вовремя. И дети будут нас испытывать до тех пор, пока не почувствуют, что рядом с ними – Человек. Не просто мама или учитель. А Человек.
Я спросила однажды старшего брата: «Ты любишь людей?» А он ответил: «А ты любишь свою руку?» Я, конечно, не думаю, люблю ли я свою руку, я просто не могу без нее обойтись. Так и детей надо любить.
Любящий воспитатель всегда сделает то единственное, что должен сделать. Даст жесткий отпор или будет молить бессильно, принося себя в жертву. Потому что только любовь и жертва способны дать что-то ребенку.
Моя знакомая негодовала по поводу одноклассника своего сына. «Он такой-сякой, он плохо влияет на моего ребенка». Я спросила: «Вам жаль его?» – «Да что вы, да я бы его...» Тогда конец. Не этот ребенок, так другой появится рядом с вашим сыном, третий. Надо любить всех детей, особенно учителю. Любовь заставляет действовать в человеке совершенно другую энергетику. Только любовь покрывает все драмы и потери нашей жизни. И каждая потеря – это одновременно приобретение на поприще нашего духа.
Любовь – необходимость внутреннего усилия, внутренней работы. Нельзя рассчитывать, что в жизни все будет в порядке. Это жизнь! Но настрой, с которым ты подходишь ко всему, очень важен.

Спрашивайте, мальчики

Педагог Нина Ивановна. Ко мне часто приходят ученики поговорить “за жизнь”. И они, с одной стороны, мне завидуют. Говорят: «В ваше время было проще. Важно было, какой ты человек, а не сколько у тебя денег. А сегодня без денег ты ничто. И главная наша задача – научиться зарабатывать деньги, по возможности не сваливаясь в криминал. Это очень трудно». С другой стороны, они смотрят на меня с некоторым сожалением. «Да, вы хороший учитель. Но ведь у вас ничего нет. Вы не добились успеха». Успех для них значит деньги, положение. И я не знаю, что им отвечать. Да, конечно, я говорю им о своих ценностях, но они не очень верят мне. У них своя точка зрения. И я в тупике.
Нина Аллахвердова. Дети должны задавать нам такие вопросы. Дело не в том, что они говорят, а в том, что мы им можем сказать. Вопросы бедности и богатства – очень сложные. Их надо обсуждать. Надо воспитывать, вырабатывать отношение к материальному. Да, реальность в том, что есть нищие, есть миллионеры. Но важно, что мы несем в себе по отношению к этим вещам. Ах, дети ставят нас в тупик? Да нет, это они в тупике. Наша задача – искать ответ, работать, формулировать собственную позицию. Тогда есть возможность помочь ребенку.
Можно оправдаться ситуацией в обществе, в государстве. Но, как учил меня когда-то мой мастер в кино Евгений Иосифович Габрилович, ничего не меняется. В молодости я этого не понимала. А сейчас вижу: социальное мышление, постоянные ссылки на то, что творится в государстве, – это один из способов держать нас в клетке.
Государство – просто особый орган, без которого невозможно жить. Оно всегда такое. Вопрос в том, как человек через это проходит, как преодолевает социальное давление. Если ребенок видит взрослого, который чем-то жертвует, который настолько духовно здоров, что готов отвечать и за происходящее вокруг, тогда ребенок иначе относится к жизни. Если у человека есть представление о настоящих ценностях, он не делит мир на бедных и богатых. И кстати, не всегда богач плох, а бедняк хорош.
Когда детей что-то не устраивает, это не значит, что они правы – нет!
Воспитание – это взаимодействие, а взаимодействие – это настоящий труд.
Надо приучать заботиться о ком-то, кому хуже. Ребенок – как лампочка, включенная в сеть. Если нет нужного напряжения, лампочка будет светить тускло. Напряжение – это включенность в реальную жизнь. Нет напряжения – жизнь ребенка заполняется пустотами.

Рейтинг@Mail.ru