Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

XII СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ


Витковский Анатолий

Воспитательный потенциал урока

Ведущая – Марина Битянова, кандидат психологических наук, директор центра психологического сопровождения организации «Точка ПСИ»

Есть учителя, которые восхищают своим умением работать с ценностными смыслами на уроке. Они выводят разговор с детьми на такую высоту, что смотришь на них и поражаешься: «Боже мой! Как человек смог это сделать?!» Индивидуально это очень разные люди, но, как правило, им всем присуща одна особенность: они делают педагогику образом жизни. Правда, таких людей не много. Большинство учителей относятся к профессии как к… профессии. И на наш взгляд, в этом отношении нет ничего плохого. Учитель прежде всего человек, который знает цели и задачи своей работы, умеет при помощи определенных технологий эти задачи реализовать.
И в этом смысле мне очень хотелось бы перевести разговор о ценностях из романтической сферы педагогического «стихо-
сложения», которое доступно единицам, в конкретную практическую область. Как на этом уроке географии в 5 «А» или на уроке математики в 7 «Б» я могу обращаться к ценностным смыслам детей?

Все вокруг – школа

Сразу оговоримся, что работу с ценностями крайне сложно технологизировать. И все же попробуем наметить подход к созданию подобной технологии.
Начнем с хасидской притчи, которую мы приведем здесь в современном изложении.
Однажды учитель сказал ученикам: «А знаете ли вы, друзья мои, что все вокруг – школа? И даже обычные вещи способны открыть нам великие истины».
Ученики удивились.
«Чему же может научить нас поезд?» – спросил один.
«Опоздаешь хоть на минуту – и останешься ни с чем», – сказал учитель.
«А телеграф?» – спросил другой.
«Каждое слово имеет свою цену».
«Ну а телефон?» – не унимался третий.
«Сказанное здесь будет услышано там».
С нашей точки зрения, эта притча несет в себе очень важное сообщение и для учителя, и для учеников: в каждой предметной области, в каждом предмете, говорим ли мы о человеческих отношениях или об обычных вещах, есть свое ценностное измерение. Вопрос: как его обнаружить?

О самой сути

На наш взгляд, корни воспитания – в ведущей деятельности человека. Проще говоря: чем человек занят в настоящий момент, то его и воспитывает. Главный вопрос здесь: что является содержанием деятельности и сознания ребенка? Тот предметный материал, о котором сейчас говорит учитель? Или, записывая условие задачи, ученик думает о других вещах, например, о конфликте, который произошел на перемене?
Поскольку основной деятельностью ребят в школе является обучение, воспитание должно осуществляться прежде всего через содержание учебного предмета и технологию (методику) преподавания. Конечно, подобная практика предполагает особую форму организации учебного занятия.

Запятая перед именем

Известный отечественный педагог и философ Надежда Щуркова как-то высказала следующую мысль: «Знания ценностны лишь в процессе постижения тайн жизни и возможности обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы». Таким образом, задача учителя в работе с ценностями – поместить предметное знание в этот контекст «обретения свободы выбора в строительстве собственной судьбы». Как это сделать?
Здесь уместно привести пример, о котором рассказала сама Надежда Щуркова. Он касается русского языка, точнее, темы «Знаки препинания при обращении».
Описывая этот пример, Щуркова говорит о двух возможных вариантах ведения урока. Суть первого варианта сводится к следующему. Учитель говорит: «Дети, то-то и то-то называется обращением. На письме оно выделяется запятой: если стоит в начале предложения – запятую ставим после него, если в конце – перед ним, в середине… Давайте тренироваться. Вот вам список предложений, в которых надо сделать подобные выделения: “Петя здравствуй”, “Пойдем Маша с нами в гости к Наташе… ”». И дети отрабатывают этот навык.
Щуркова же поступает иначе. Первое, что она делает, – просит детей поочередно передавать одноклассникам мячик (игрушку) и при этом обращаться друг к другу с какой-то значимой просьбой или предложением. А все остальные должны внимательно следить за интонацией говорящего. И мячик проходит по кругу: «Таня, дай мне карандаш», «Вася, давай мы с тобой после уроков пойдем играть в футбол»… А когда круг замыкается, учитель спрашивает детей: что вы заметили в интонировании?
Кто-то обязательно скажет: «А вот пауза была перед именем». После чего следует еще один вопрос: «Почему здесь пауза?» Говорят: «Чтобы человек мог взбодриться и приготовиться к ответу», «Чтобы выбрать верную интонацию…». И затем учитель обобщает сказанное: «Делая паузу, мы по-особенному относимся к конкретному человеку. Мы хотим, чтобы ему было комфортно, чтобы он понял смысл нашей фразы. То есть с помощью интонации мы передаем уважение к собеседнику: «Вот сейчас, в этот кусочек времени, я пребываю с тобой».
Значит, это такой способ проявления уважения – пауза перед именами. А если это письменная речь? Как передать уважение к человеку на письме? Верно: поставить запятую. И эта запятая перед именем собственным обретает особый смысл  – смысл отношения к другому человеку.

Шесть поводов для ценностного диалога

Можно выделить ряд содержательных аспектов, которые являются поводом поговорить о ценностях на уроке. Что же может быть положено в основу ценностного содержания урока?
Во-первых, ситуация противоборства или взаимодействия разных систем ценностей. Например, строительство целлюлозно-бумажного комбината на Байкале. Спрашивается: такой комбинат нужен стране? Несомненно. Место для строительства подходящее? По многим параметрам очень выгодное место. Но есть и другие аргументы. Всем известен особый смысл Байкала в жизни русского человека. Как отразится на Байкале деятельность комбината?.. Здесь явно есть о чем подумать.
Другой пример из того же ряда: обсуждение традиций разных народов. То, что одобряется у одного народа, может быть порицаемо или чуждо другому народу.
Во-вторых, обретение или потеря определенных ценностей. Скажем, тема эмиграции на уроках истории может рассматриваться именно с точки зрения того, что потеряла Россия. Или тема Красной книги. Что теряет человеческий мир с исчезновением редких животных? Или отмена крепостного права. Какие новые ценности утвердились в обществе вместе с этим реформаторским шагом?
В-третьих, выбор ценностей (поступок на основе ценностного выбора).
Пример, который здесь сразу приходит на ум: Джордано Бруно и Коперник. Но есть и менее известные факты. Знаете ли вы, что Чарлз Дарвин писал свой знаменитый труд в течение двадцати лет при сильном сопротивлении жены? Его жена, будучи глубоко верующим человеком, была категорически против публикации этой книги. Когда Дарвин закончил свой труд, он не стал его публиковать, поскольку не хотел, чтобы жена испытывала страдания из-за этого. Но в результате Дарвин серьезно заболел. И, видимо, прочувствовав и поняв его состояние, жена дала разрешение на публикацию.
А вот еще один интересный пример. В 70-х годах в Японии был изобретен уникальный прибор, который позволял отделять x-хромосому от y-хромосомы в половой клетке. Тем самым перед людьми открывалась возможность гарантированно обеспечить рождение ребенка определенного пола. Но перед тем как дать ход этому открытию, японские ученые провели масштабное исследование молодых семей. И выяснилось, что 90 процентов молодых супругов хотят первого ребенка – мальчика и не имеют определенных планов относительно второго ребенка. А это значит, что новый прибор может стать причиной национальной катастрофы. Осознав опасность, ученые закрыли это исследование.
В-четвертых, анализ какого-либо решения или поступка с позиции его ценностных последствий.
В-пятых, жизнь конкретного человека как ценностный опыт. Помните, как в фильме «Доживем до понедельника».
Герой Тихонова, учитель истории, дает потрясающий урок нравственности в ответ на замечание ученика, который сказал, что в учебнике «об этом» (о личности лейтенанта Шмидта) всего пятнадцать строчек.
И наконец, в-шестых, темой обсуждения на уроке может стать смысл ценностных метафор и образов. Наш язык насыщен метафорами: «золотое сечение», «Серебряный век», «живое слово»… Эти словосочетания уже давно стали привычными, мы произносим их мимоходом. А может быть, стоит остановиться и поразмышлять? Повторюсь: повод для разговора о ценностях можно найти практически на любом предметном материале. Математики говорят: а где у нас ценностное содержание? В ответ на это можно сослаться на учебники Мордковича. В них используется любая возможность, чтобы вывести ребенка на осмысление ценностных вопросов. Даже понятие модуля там объясняется по аналогии с человеческими отношениями: в первый момент знаком-
ства мы еще не знаем, какой человек нам встретился, а когда начинаем общаться с новым знакомым, он раскрывается (подобно скобкам модуля), и нам становится понятно, что это за человек – «со знаком плюс» или «со знаком минус».

Ответ сеньору…

В зависимости от возраста детей, от конкретного содержания учебного материала при работе с ценностями можно использовать различные методические ходы.
Например, можно предложить ребенку расставить приоритеты в том или ином ценностном ряду. Скажем, на уроке географии изучается какой-то экономичес-
кий район. Учитель обозначает те культурные и экономические характеристики, которые определяют значение этой территории для нашей страны. А затем ученику задается вопрос: «Что бы ты поставил на первое место? Что для тебя является самым главным?»
Другой ход: проживание последствий ценностного выбора. В некоторых случаях подобное «проживание» может быть гипотетическим. В качестве примера здесь можно привести следующие вопросы: «Как ты думаешь, как дальше будет разворачиваться, например, ситуация с экологией в Московской области? Представь эту ситуацию через 20 лет?» Но возможно и реальное проживание, когда ребята становятся участниками ролевой игры. Помнится, на уроке истории проводилась замечательная ролевая игра с погружением в мир средневековья. Сюжет игры был связан с зарождением цеховых отношений и произволом феодалов, которые все еще пытались управлять единовластно, не считаясь с цехами.
Участники оказывались перед выбором: отказаться от положения, которое дает цеховое устройство, и снова попасть под управление сеньора, уйти из города либо поднять бунт. Каждый делал свой выбор и тут же прописывал последствия, к которым могло привести то или иное решение. А потом ребята читали учебник и сравнивали свое решение с тем путем, которым пошли реальные исторические персонажи. Так историческая ситуация выбора становится для детей живой и ценностно-значимой.

«Предметные» связи

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что работа с ценностями не должна сводиться к досужим, отвлеченным разговорам. А то ведь как бывает: большую часть урока ребята работали с предметным материалом, а в конце занятия учитель предлагает: а сейчас давайте поговорим о наших эмоциях, ценностях… И дети понимают: предметная часть урока закончилась, теперь можно и расслабиться.
Чтобы избежать подобного финала, урок должен быть простроен от начала до конца как целостная образовательная ситуация. А это значит, что разговор о ценностях должен быть погружен в предметное содержание учебного занятия.

Рейтинг@Mail.ru