XII СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Мастер-класс Ростовского клуба Татьяны Бабушкиной
Ведущие – Ирина Гончук, Виолетта Хрящева, Марина Кирносова, Владимир Цех
В Голубой гостиной необычная экспозиция. Вдоль стен – планшеты-ширмы с фотоизображением комнаты, в которой жила Татьяна Бабушкина. Никак не рассмотришь всех картин, поделок, игрушек, размещенных по стенам. Куклы-марионетки, портреты, букеты, старинные полочки, часы, зеркала. Каждый кусочек пространства этой чудесной стены – говорящий!
А на полу раскинулось игрушечное царство: посреди лоскутного одеяла сидят куклы разных размеров и возрастов – от тех, что радовали детей лет сто назад, до сравнительно молодых. Ни одной модной или случайной.
Лошадки с гривой и хвостом, лошадки без хвоста, но с тележкой. Почтенного вида медвежонок с пуговицами вместо глаз. Клоуны. Песочные часы. Оплывшие свечи, вазы с цветами, корзина с яблоками, пестрые осенние листья и удивительная банка с лимонами. На ней надпись: «Средство для влюбленных».
Пока все это рассматриваешь, не догадываешься, что презентация проекта «Педагогика одной комнаты» уже началась. Ребята из ростовского клуба «Внимание, черепаха!» уже работают – не в лоб, но ощутимо, основательно.
Официально все началось с запаха и хруста яблок. Сначала участникам дали по яблоку, предложили «честно-честно закрыть глаза» и погладить, понюхать яблоко, вспомнить свое собственное «яблоко детства». А потом надо было всем одновременно надкусить яблоко. О, как это здорово и ароматно прозвучало!
Улыбки и удивленные глаза – верный знак готовности зала воспринимать действо. Словно по мановению фокусника, откуда-то вылетает легкая шелковая ткань, сшитая из кусочков в форме круга. В серединке у круга оставлено довольно заметное отверстие, а по краям ушки-петельки. «Встанем вокруг и попробуем покатать яблочко по этой тарелочке». Яблоко шустро катится по парусиновой тарелочке, а люди вокруг только и успевают удерживать руками зыбкие, вибрирующие края ткани. Под тяжестью яблока ткань выгибается, движется, ходит ходуном. Все участники оказываются вовлечены в общую игру-задачу, которая требует тончайшего взаимодействия, координации движений и чувства локтя – тарелочка-то одна на всех. Кому не удалось удержать яблочко, тот забирается вниз – под тряпичную тарелку, как под плоскую движущуюся крышу. Через некоторое время туда ринулись дети без всякого приглашения. Еще бы! Там особенный мир. Другое освещение, другой воздух. Вокруг волнами летает ветер, поднимаемый гибкой тарелочкой. Совсем близко – смеющиеся лица.
Но на полу не засидишься – снаружи уже начинается сказка. Тарелка сворачивается, и появляется большущая тыква. Но не тыква, а превращенное яблоко из сказки. Такое огромное, что его не могли вывезти из леса всей деревней. Сказать, что сказка была разыграна – значит ничего в происходящем не понять. Действующие лица оказывались сказочными героями совершенно неожиданно для себя: их сказители выкликали прямо по ходу действия, кратко обозначая события. Проявлять свою сказочную сущность можно было на все лады – так, как хочется, как ее чувствуешь, без заданного образца. Лошадка била копытом и гоготала в свое удовольствие, дед хромал, филин умудрился изобразить дерево, на котором сидит. Что делать – это каждый придумывал на ходу. Почти весь зал был задействован, но произошло это как-то незаметно. Всем управляла сама сказка.
Потом в ход пошли волшебные сундучки. Механическая музыка, потайная кнопка – а вот и крохотный бумажный зонтик! Похоже, из тех, что втыкаются в бокалы с коктейлями. Но не это важно. Этот зонтик неспроста! Гости не успевают и глазом моргнуть, как откуда-то появляются самые настоящие разноцветные зонтики. На один нашиты бахрома и помпончики, разноцветные кусочки ткани, к каркасу другого зонта приделан серебристый елочный дождик, в третьем проделаны дырочки, чтобы звезды были всегда под рукой. Все это – «зонтичная педагогика». Она о том, как из простого зонта создать целый мир для игры. Зонтик преображает пространство: есть то, что сверху или позади зонтика; есть то, что под ним. Приглашаем под него друга – мы стали очень близки. Соединяем сразу несколько зонтиков – ох, какое приватное пространство! Дети скачут с зонтиками – оранжевым (солнышко), зелено-голубым (небо), сиреневым (гроза), они вращают их над собой, завороженно разглядывают. Чтобы понять возможности «зонтичной педагогики», слов не нужно. Достаточно просто увидеть зонтик в руках ребенка.
А в середине комнаты появляется большой кусок шелковой ткани, который тут же превращается в море. Несколько рук полощут и вздымают его на разные лады. Море трепещет, волнуется, как настоящее. Дети переворачивают зонтики, чтобы превратить их в кораблики. И тут в руках у ведущего появляется воздушный шарик. Шарик затевает разговор с сиреневым зонтиком, похожим на вечернее небо, который держит другой ведущий. У шарика есть своя особенная любовь, стремление к полету. Напомнить нам об ощущении полета помогли разноцветные бумажные самолетики, невесть откуда (из чудесной фотокомнаты?) летевшие людям в руки, на колени. Их охотно отправляли в обратный полет, и что тут началось! Вскоре оказалось, что самолетиков полон зонт. Перевернутый зонт, сам того не ведая, изображал корзину. Или нет – колыбельку? Ведь звучит нежная песня про мальчика над облаком. Зонт покачивается. Тишина. Из груды самолетиков и вправду извлекается тряпичная куколка…
И тут начинается «халабудная педагогика»: домики, укромные местечки для детей можно строить из шалей, одеял, занавесок, столов, зонтов – из всего, что по размерам приближено к ребенку.
А когда из деревянного сундучка на свет появилась рамка, маленькая, пустая, одни стенки, наступило время рассказа про «рамочную педагогику». В раму большого размера поглядеть мог каждый: да, мир меняется! Простым перемещением рамки можно создать собственную картину, в которой отразится избранный фрагмент интерьера или портрет человека. Приятно и самому почувствовать себя изображением – достаточно выглянуть из рамки с другой стороны.
Татьяна Викторовна придумывала на занятиях с детьми множество красивых натюрмортов. Осенью покупались спелые фрукты – перцы, яблоки, помидоры, огурцы, тыквы. Отмытые до блеска, они выкладывались на тканях. С ними можно было соединить свечи и разноцветные листья. А потом ребенок под разными углами смотрел на все это через рамку, выбирал самый лучший ракурс. Так что погрузиться в процесс творчества совсем несложно, если у вас есть рамка.
А потом было чудо посложнее – «Театр окна». Появился картонный макет стены с вырезанным окном, заклеенным плотной белой бумагой. Заговорили о том, что виднелось в окнах нашего детства. Называли памятные картины: папа, подъезжающий на велосипеде, дворовая собака, речка, сад. И тут началось необыкновенное: ведущий подошел к нарисованному окну с бутылью подсолнечного масла и, обмакнув в нее кисточку, промазал кусочек бумаги. В ответ на нем высветилась картинка – тот самый велосипед! Собака! Речка! Вскоре окно было усыпано образами воспоминаний, как небо – звездами. Объяснение фокуса простое: с другой стороны картонной стены стояли ребята с маркерами и зажженными свечами. Когда называли образ, его рисовали, потом подсвечивали фрагмент пламенем свечи, и то место, смазанное маслом, начинало таинственно светиться. Поразительно: открыть светящееся образами окно может каждый.
Мы поняли: чтобы детство оказалось полностью освещено, особых ухищрений не требуется. Надо просто этого хотеть. Тогда все слова наши, все дела будут – главными.
Почему нам трудно воспитывать детей
Нам
Я делаю ударение на слове «нам». Потому что лично мне нужно очень много чего узнать самому, прежде чем я смогу воспитывать детей. ТиВиша говорила, что когда мы приходим на праздник, к детям, мы должны «стоять на цыпочках», чтобы понять детей. Когда я смотрел, как она организовывала работу с детьми, как создавала для них праздник, я понял, что мне еще слишком многое предстоит узнать.
Владимир Цех
Воспитывать
Воспитание детей – сложный процесс, требующий от воспитателя такта, чувства, терпения. Невозможно воспитывать детей без собственного примера, без попытки понять то, что думает и как мыслит ребенок. Каждый из нас имеет свои недостатки, что еще больше затрудняет процесс воспитания. В данной фразе именно слово «воспитывать» кажется мне главным; воспитание не всегда трудно, бывает, что оно происходит будто само собой; а детей «само собой» воспитывать несравнимо легче, чем взрослых.
Трудно
Этот вопрос мучает нас, взрослых, уже на протяжении многих лет. Я думаю, мы его сами придумали, чтобы оправдать себя. Нам трудно воспитывать детей, потому что заняты своими проблемами и оставляем их либо с тетей, бабушкой или с няней. А потом отправляем в лагерь, чтобы они нам не мешали. Если мы хоть на время отвлечемся от себя и обратим внимание на детей, то сразу же этот вопрос перестанет существовать.
Детей
А как вообще можно воспитывать детей? Детей… которые так отличаются от взрослых? Не нужно никого воспитывать, нужно жить по совести, нужно жить просто, что значит просто быть добрым, просто быть порядочным. А все «сложности», которым мы пытаемся их научить, обязательно приложатся.
Почему
Можно назвать много причин, но, по-моему, на первое место необходимо выдвинуть увлеченность, даже, можно сказать, зависимость от компьютера. Интернет несет в себе много положительного, но еще более – отрицательного. Ребенок, попадая в этот мир, становится другим.
Еще можно назвать и другую причину: телевидение. Надо посмотреть, на каких программах воспитываются наши дети! «Комеди клаб», «Наша Раша» и т.д.
И одной из главных причин являются взаимоотношения в семье. Родители в гонке за деньгами не обращают внимания на детей, не вникают в их проблемы. Отсюда – пропасть в отношениях, которую потом очень тяжело преодолеть.
Почему
Воспитывать тяжело потому, что на самом деле человек воспитывается сам, а мы можем только создавать ту атмосферу, ту среду, которая его поддерживает. Это иллюзия педагогической науки, будто бы возможно подготовить воспитателя, который будет воспитывать.
Григорий Ищук, учитель физики
г. Иваново
Трудно
Трудно воспитывать тем, кто не знает или не хочет знать ответ на два вопроса: чему? и как? А, вообще, воспитание начинается с самого себя.
Наталья Горячева, педагог-психолог ГОУ ЦО № 1602 ВАО г. Москвы