Вторая тетрадь
|
Взрослые | Дети |
Стремятся оставаться молодыми |
Мечтают поскорей повзрослеть |
Закомплексованы | Раскрепощены |
Планируют будущее | Живут сегодняшним днем |
Ответственны, мудры | Непосредственны, искренни, любопытны |
Предрасположены любить детей |
Любят мир |
Каждый пункт этой схемы вызывал противоречивые реакции у слушателей. Кто-то говорил, что взрослые мудры, другие не соглашались: «Глупых взрослых, к сожалению, больше, чем мудрых». Одни утверждали, что взрослые закомплексованы, другие говорили, что комплексов у детей не меньше, чем у взрослых. И о том, предрасположены или нет взрослые любить детей, тоже спорили: откуда же тогда берутся бездомные, озлобленные на весь мир дети?
Но полученная совместными усилиями схема не претендует на полноту отражения всех различий между взрослыми и
детьми. Это лишь начало разговора, первая робкая попытка создать «опору» в понимании друг друга и педагогики сотрудничества. Именно о ней и пошел разговор дальше.
«В 1986 году в «Учительской газете» была опубликована статья Симона Соловейчика под названием «Педагогика сотрудничества». Главный тезис, который тогда прозвучал: «Все творчески, иначе зачем?» А как сделать так, чтобы все было творчески? Можно проводить коллективные творческие дела, можно уважать друг друга. Можно принимать каждого ребенка как открытую самодостаточную систему. Но для любого творчества нужна опора: тезисы, которые могут помочь сформулировать мысль, принять решение. Работа с такой опорой всегда творческая, это блестяще показал в своих трудах Виктор Шаталов. Сегодня мы сделали подобную опору для себя, для педагогов. Кроме графических или словесных опор могут быть и совсем иные. Например, сегодня утром, когда нам представляли клуб Татьяны Бабушкиной, опорой был запах ванили – почувствовав его, мы начали вспоминать детство, фантазировать. Опорой может быть многое: традиции, ритуалы, праздники. Главное, чтобы такие опоры были и у взрослых, и у детей».
К сожалению, на разговор о школе как о сложной системе времени не хватило. Хотя присутствовавшим этот вопрос был важен: «Если рассматривать школу, то становится понятно: она устроена по принципу закрытых простых систем, а не сложных. На школу как образовательный институт мало влияют и дети, которые там учатся, и взрослые, которые там работают. Школу моделируют те, кто в ней не работает, – вышестоящие структуры. Скажите, что происходит со сложной открытой системой, если ее искусственно закрыть?»
«Искусственное закрытие сложной системы опасно. Оно приводит к возникновению убогой системы. И в науке, и в жизни. Конечно, сделать сложную систему простой невозможно, но, к сожалению, именно к этому стремится бюрократическая машина. Для школы система предписаний губительна. При работе со сложной системой обязательно должны учитываться обратные связи, ответ на то, что происходит с системой. Только при таком условии сложная система будет развиваться».
Что же делать? Закладывать в программу все новые и новые темы, принципы, знания и требовать от детей их усвоения? Но с точки зрения концепции сложных систем это априори невозможно: не могут сложные системы одинаково реагировать на внешние воздействия. Да и сами воздействия эти настолько неоднозначны, что, кажется, безопаснее жить в закрытой системе. Вот простой на первый взгляд вопрос, прозвучавший из зала: «Как же быть? Я спрашиваю, как мне быть со своими собственными детьми? С одной стороны, окно в мир им необходимо – ведь они должны быть открыты для внешнего мира. С другой – я понимаю, что та информация, которая поступает с экранов телевизоров... Мне совсем не хотелось бы позволять своим детям жить в таком мире. Получается плохо и так и так».
Еще более жестко не только для ведущего семинара, но и для всех участников прозвучало следующее утверждение: «Хорошо, что мы вспомнили Амосова. Он говорил, что в его судьбе были страшные моменты, такие как смерть пациента. Думаю, и у нас, у каждого из нас, были похожие моменты – неудачи, провалы в работе. Давайте подумаем о них, поймем, что мы сделали не так».
Зал замолчал. Василий Кольченко дал свой ответ. Не знаю, все ли согласились с ним. Задумались все.
«Жить тяжело, искать интересно. Думаю, что нужно не уставать искать новое, искать лучшее в том, что нам дано. Это обогащает нас. И никогда, ни при каких условиях не забывать об идеале, потому что идеал, мечта порой бывают реальнее самого реального. И помогают жить даже в самых сложных условиях».