Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Ростовский клуб Татьяны Бабушкиной представляет...

Ведущие – Виолетта и Данилка Хрящевы, Марина Кирносова, Владимир и Леша Цех, Ирина и Никита Гончук

Дорогие читатели! Каждый год по завершении Соловейчиковских чтений мы предоставляем вам подробный отчет обо всех мероприятиях чтений. Делаем это в первую очередь для тех, кто по каким-то причинам не смог приехать в эти дни в Москву, а хотел бы. И для тех, кто приходил на чтения, но не охватил всех занятий, не услышал всех разговоров. И для тех, кто умудрился везде побывать, всюду что-то зацепить, но полной картины так и не получил.
А еще, конечно, чтобы запечатлеть состояние педагогической мысли на текущий период времени. Сегодня о воспитании думают и говорят не то же, что год или пять лет назад. Сегодня в центре внимания оказываются процессы, прежде считавшиеся маргинальными. Педагогическая рефлексия. Интуиция. Способность к импровизации. Спонтанность. Стиль. Это специально не планировалось, но во всех выступлениях на XII Соловейчиковских чтениях прозвучало.

Мы все из одного мира

«Детство – это состояние. Закройте глаза, принюхайтесь, вспомните запахи своего детства» – с этого обращения к сидящим в зале началась программа Ростовского клуба Татьяны Бабушкиной.
«Ванилью… корицей… мандариновыми корочками… пирогами… душистым табаком», – люди отвечают охотно. Наверное, правильно, что составлять карту детства надо начинать с запахов. Обоняние древнее других органов чувств, оно хранит память надежнее.
Следующее предложение: «Вспомните тайные уголки своих детских игр». Сарай, чердак, подвал, подъезд, полянка в кустах, лавочка под яблоней, доска на дереве… «Поднимите руку, у кого это был чердак?» – ползала рук. «У кого подвал?» – треть зала. Выходит, в детстве все мы жили в одном пространстве! Детство не потеряно до сих пор, и нам ничто не мешает быть с детьми в отношении родства, родства по детству.
Там были очень важные для нас предметы, неповторимые игрушки – да, люди рассказывают об особенных мишках, старых матерчатых котах, о куколках, сделанных из яблок. Но все это не к тому говорится, что взрослым следует уподобляться детям. Речь идет о понимании взрослым «другого мира» ребенка. Детское пространство населено «волшебными» предметами, а детское время – замедленное. Но как часто нас раздражает та созерцательная медлительность, с которой ребенок часами может заниматься «какой-то ерундой». Как часто мы вырываем ребенка из его пространства-времени.
«Первые годы своей жизни человек еще путешествует по тем мирам, откуда пришел, и делает он это в игре, – говорит нам Татьяна Бабушкина с экрана, – для этого он должен быть свободен… нет ничего хуже понуканий».

Великая ерунда

Кто-то из взрослых садится на стул, его с головой закрывают пледом – Живое Кресло готово. Ребенок не сразу к нему подходит, не сразу решается сесть, но так тянет! И не спрашивайте, к чему, собственно, плед. Чтоб ребенок, которого Кресло будет покачивать, не боялся чужих рук. Когда детей вокруг много, рассказывает ведущий, они долго-долго могут смотреть, как другой ребенок общается с Креслом.
Потрясающе. А сама формула проста: предмет, действо, из него – событие внутреннего мира ребенка. Предметов вокруг много. Но их надо чуть-чуть преобразить – ради детского удивления. Переживания. Открытия.
«Возьмем кочан капусты, – говорят нам со сцены, – и в две минуты сделаем из него волшебный предмет». После чего кочан пускают по рядам: «Кто живет в капусте?» – «О-о-х! Я!» Внутри, в глубине, в том месте, где была кочерыжка, маленькое зеркальце! Какая же богатая метафора-комплимент: вот и глубина твоя, и многослойность, и живая субстанция.
Было бы желание – фантазия заработает. А поводом к чуду может стать все, любое явление окружающего мира. Свет. Вода. Ветер. Огонь. На этом занятии нам показывали, как дарить свет. Участников такого действа Татьяна Викторовна называла «Пьющие свет». Свет делается из огня, из пламени свечи, когда свечу помещают в чайник. Свет разливают в полной темноте, он льется из носика чайника в подставленные ладони. И было понятно: чудо тут не в самом действе, а в том, каким чудесным становится лицо ребенка, освещенное пламенем свечи. В самой возможности видеть это.
О подобных чудесах, которые больших денег не стоят, но для ребенка бесценны, многие взрослые и не подозревают. Не задумываются, что для детей можно что-то придумывать, создавать волшебство прямо у них на глазах.
«Уходят, уходят эти пустяковые мелочи, – говорит Татьяна Викторовна с экрана, – приходит механическое, расчеловечивающее… взрослые ведут себя не как взрослые, живут в подростковом состоянии, а самое важное вопиет ручонками из колыбели».

«Мы все соединены друг с другом невидимыми нитями»

Из зала прилетело словечко: «педагогический перформанс». Отчасти да: на визуальное искусство, произведением которого являются любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени, это похоже. Но смешно думать, что педагогика Татьяны Бабушкиной эстетикой и ограничивалась.
«Надо не просто сделать Новогодние Часы и дать ребенку залезть в них, чтобы почувствовать себя кукушкой, – с ним надо поговорить». Воссоздать такую практику на сцене, в отсутствие большой группы детей и изобилия предметов, Ростовский клуб Татьяны Бабушкиной, конечно, не мог. Но по взаимодействию участников было видно, как это делается в реальном пространстве детского праздника: импровизация, мгновенно вспыхнувшая ситуация – и каждый участник подключается к тому, к чему может подключиться, и событие само вырастает. Это решающий момент: право каждого на свое слово. И в этом главное чудо педагогики Татьяны Бабушкиной: единственное «свое» может родиться только из многого-многого «общего».
…Финал. В зал выносится огромный клубок ниток. Удерживая часть нити в руке, каждый передает клубок другому, тот отматывает часть нити и – дальше. Дальше, дальше «катится» клубок, пока не кончается. «А теперь, – говорит ведущий, – поднимите руки!»
Непередаваемое ощущение! Чуть нить перетянуть – напрячь того, кто рядом; чуть отпустить – потерять с ним связь. А как – оптимально? Ох непросто! В одиночку не получается…

 

Почему нам трудно воспитывать детей

Мы попросили участников чтений ответить на этот вопрос и поставить ударение на том слове, которое кажется им наиболее важным. Кто-то подписал свой ответ, кто-то оставил его без подписи.

Почему

Потому что наиболее трудно изменять себя. Мы чему-то научились, у нас есть успешный опыт работы с детьми. И нам кажется, что мы знаем, как воспитывать. Но приходят другие дети, и их уже невозможно воспитывать так, как предыдущих. Нам нужно все время изменяться самим, все переосмысливать наново, спорить с собственными достижениями, с собственными мыслями. А это трудно.
Трудно еще и потому, что мы спешим, мы хотим получить результат воспитания еще в школе, уже сегодня. А это бывает редко.

Вера Зоц г. Киев

Нам

Теряются положительные традиции семьи (некогда, нежелание, незнание…).
Безграмотность семьи в вопросах воспитания (учим всему, но самому главному вопросу – как строить семью, как воспитывать детей – не учат практически нигде).
СМИ (у нас, к сожалению, хорошо эмоционально и материально экипированный «противник». На сегодня чаще противник).

Воспитывать детей

Воспитывать детей – радость, счастье, если вы стали настоящим учителем. Тогда у вас будут до конца ваших дней друзья, которые будут к вам приходить, звонить, писать. Дети благодарный народ. С ними всегда интересно.

Почему

Нет единого духовного идеала в умах взрослых. Перед глазами детей много контрпримеров. В общем, надо привести идеологию в порядок. Обобщить положительный опыт специалистов, вдохновить всех вести воспитательную работу.

Детей

Дети – это особый мир! В нем царят свои законы и правила! И счастлив тот педагог, кого впустили в этот мир.
Дети очень чувствуют, кто их любит: ты детей люби, и ничем ты их больше не приманишь! Люби их такими, какие они есть: со всеми недостатками, превращай их в достоинства (через игру, через понимание, через собственное совершенствование). Да, трудно воспитывать детей, но одновременно и легко, если детский мир – это и твой мир тоже!!!

Лидия Павловна Толкачева, учитель гимназии № 2 г. Балаково Саратовской области

Почему

Я выбрал «почему», так как у меня родилась метафора – учитель бьется об стенку со словами: «Ну почему? Почему? Почему?..»
«Почему» в нашей культуре – это не вопрос по какой причине, это сообщение: «Сейчас тебе будет больно, сейчас тебя будут ругать». Почему не принес тетрадь?! Почему не выполнил домашнее задание?! Причем истинные причины никого не интересуют. Важно, что ученик в ответ на «почему» должен оправдываться. На «почему» очень многое в школе замешено.

Андрей Симаков, педагог-психолог, Центр образования № 170 г. Москва

Рейтинг@Mail.ru