ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Дистанционное образование станет доступнее...
...если получит правовую базу
В скором времени в России будет разработан стандарт дистанционного образования. После этого вузы смогут открывать филиалы нового поколения – дистанционные. Об этом стало известно на Десятом всероссийском форуме «Образовательная среда», в рамках которого состоялась дискуссия на тему «Дистанционное образование: миф или реальность?».
Считать ли дистанционное образование дополнительным или основным? Как меняется роль преподавателя в век информационных технологий? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники дискуссии – преподаватели вузов. Вел обсуждение ректор Московской финансово-промышленной академии Юрий Рубин.
С самого начала выяснилось, что многие специалисты испытывают предубеждение по отношению к дистанционному образованию, считая его менее качественным по сравнению с традиционным.
– В Гарварде и других престижных зарубежных вузах скептически относятся к дистанционному образованию и почти его не используют, а в вузах более низкого уровня, наоборот, отдают предпочтение этой форме обучения, благодаря которой удается привлечь огромное количество студентов и таким образом заработать много денег, – высказался доцент физического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Вадим Монахов. – Дистанционное образование годится только для подготовки специалистов средней квалификации, поэтому применять его следует очень осторожно, в качестве дополнительного, но ни в коем случае не основного.
По словам Юрия Рубина, сегодняшние реалии таковы, что нет ни чисто очного, ни чисто заочного обучения, есть интегрированное, которое включает в себя элементы и того и другого.
И с этой точки зрения дистанционное образование следует рассматривать не как особую технологию, а как комплексную модель, в рамках которой сочетаются все формы обучения: традиционные занятия с преподавателем, интернет-коммуникации, мультимедийные носители информации – то есть все, что работает на конечный результат.
– При таком подходе можно сочетать обучение с профессиональной деятельностью студентов по специальности, можно привлекать работодателей в качестве преподавателей, что будет способствовать формированию компетенций и повышению качества образования, – считает Юрий Рубин.
По его словам, на Западе давно уже создана широкая инфраструктура дистанционного образования, включающая удаленные кампусы, дистанционные тренинги, систему виртуальных классов и лабораторий. У нас же оказались под запретом представительства вузов, которые обеспечивали учащимся доступ к информационным ресурсам вуза через интернет.
По мнению участников дискуссии, законодательная база в нашей стране абсолютно не способствует развитию прогрессивных дистанционных образовательных технологий.
Например, в федеральных государственных стандартах высшего образования нет даже упоминания о том, что вуз может использовать дистанционные образовательные технологии. А Закон «Об образовании» лишь фиксирует термин «дистанционные образовательные технологии» (ДОТ), хотя, по убеждению Ю.Рубина, следует вести речь о моделях дистанционного образования.
Как следствие у нас в стране есть 2–3 вуза, которые всерьез занимаются этой проблемой, но ни один из них не выиграл конкурс инновационных программ в рамках нацпроекта, что само по себе парадоксально.
Один из таких вузов – МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики, информатики), который входит в Европейскую ассоциацию университетов дистанционного обучения (EADTU), объединяющую 29 членов из 24 стран.
– Вся система лицензирования, аттестации и аккредитации высшего образования ориентирована на старые традиционные формы обучения, – говорит научный руководитель МЭСИ Владимир Тихомиров. – Кроме того, устарели методы оценки качества образования.
Однако потенциал непрерывного образования, по мнению специалистов, представляет большой интерес для компаний-работодателей. Так, Открытый университет Нидерландов, в котором дистанционно обучаются 30 тысяч студентов, уже разработал большую электронную базу для оценки не только академических знаний, но и профессиональных навыков выпускников.
Каковы перспективы развития дистанционного образования в России и есть ли надежда на преодоление застоя в этой
сфере?
Во-первых, как стало известно на форуме, российским специалистам предстоит разработать национальный стандарт дистанционного образования – на базе международного стандарта ISO, принятого в 2005 году.
Вторым шагом станет укрепление системы общественно-профессиональной аккредитации, одна из задач которой – оценка качества дистанционного образования, поскольку в рамки государственной аккредитации оно пока не вписывается.
Третьим пунктом большого плана должно стать создание особых филиалов вузов, которые будут работать как учебно-консультационные пункты и центры повышения квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий. По свидетельству Ю.Рубина, Рособрнадзор уже дал официальное согласие на открытие таких филиалов, к лицензированию которых будут предъявляться повышенные требования.
А в октябре планируется организовать рабочую группу, которая займется решением всех перечисленных вопросов.