В глуши вековых лип
Почему школу в Ясной Поляне сегодня редко замечают туристы
В дни юбилея движение по единственной яснополянской улице было такое же плотное, как в городе. Милиция, чиновники, иностранцы, писатели, телевизионщики… Один за другим подкатывали к музею-заповеднику глянцевые туристические автобусы. Сотни людей спешили к знаменитым белым башням, к входу в усадьбу (к слову сказать, только в августе Ясную Поляну посетили почти 20 тысяч туристов). Автобусы, важно переваливаясь, проезжали чуть дальше вдоль дороги, на стоянку.
А за стоянкой – глушь вековых лип и дубов. Листва еще только начала неохотно опадать, и трудно представить, что там, за деревьями, не лес, а школа. Об этом можно было догадаться лишь в те минуты, когда на тропинке вдруг появлялись дети – с портфелями, сумками, рюкзаками. Они привычно обходили стойбище автобусов и, глазея на пеструю толпу, шли мимо усадьбы в горку, по домам. Ребятишкам то и дело приходилось пугливо жаться к обочине, поскольку в Ясной Поляне, как и в любой среднерусской деревне, тротуаров нет, и всем приходится ходить вдоль проезжей части с немалым риском для жизни.
Яснополянская школа – легенда нашей педагогики, но вот реальную, нынешнюю школу в Ясной Поляне редко замечают туристы. Она в тени во всех смыслах.
Школа, построенная в конце 1920-х годов младшей дочерью писателя Александрой Львовной Толстой (она была и первым ее директором), задумывалась как крупный воспитательный и образовательный центр. В четырехэтажном здании учились до полутысячи детей. Сегодня их во много раз меньше. В сентябре 2008 года в первый класс пришли всего девять первоклассников. Школе давно необходим капитальный ремонт.
Спасением для Яснополянской школы мог бы стать переход под крыло музея-заповедника, ставшего при нынешнем директоре, Владимире Ильиче Толстом, «градообразующим предприятием» со своей продуманной хозяйственной и кадровой политикой.
Сегодня музей-заповедник «Ясная Поляна» называет себя мега-музеем и культурно-образовательным конгломератом. Он обрастает новыми филиалами, новыми подразделениями (среди них – и замечательный отдел музейной педагогики, и детский сад «Муравейное братство»). Музей создал свою систему дополнительного образования в окрестных селах – Крапивна, Пирогово, Малое Пирогово, Покровское, Никольское-Вяземское…
И вот при всем этом Яснополянская школа – любимое детище великого писателя и его дочери – хиреет, угасает и с трудом сводит концы с концами. Вся беда в том, что школа и музей принадлежат разным министерствам, и чиновников очень трудно убедить, что в жизни усадьбу Толстого и школу разделяет только дорога и больше ничего.
…В 2009 году исполнится 150 лет с того дня, когда Толстой открыл в Ясной Поляне начальную школу для деревенских детей.