Мамы и папы платят за кружки. А дети за это расплачиваются...
Это раньше было: увидел ребенок объявление на двери Дома пионеров, пошел и записался в кружок. Разонравилось – ушел. Или переметнулся в другой, где его друг занимается. Теперь иначе. За дополнительное образование надо платить, и родители сами выбирают, чем, с кем и где ребенок будет заниматься.
Мотивы разные: «Я в детстве мечтала танцевать, пусть хоть она выйдет на сцену… Он же мальчик, должен заниматься спортом… Надо дать ребенку как можно больше: и рисование, и английский, и музыка, и спорт». Между тем главный мотив – чтобы ребенку нравилось – часто в расчет не берется.
Недавно я была свидетелем разговора третьеклассников:
«Эх, если бы не гимнастика, как бы хорошо было, и зачем мама отдала меня туда… Опять эта музыкалка началась, из-за нее каждый день дома ругань… А у нас в хоккее такой злой тренер, но папа говорит, так и надо».
Давайте разберемся. Одно дело – если родители заботятся о развитии своего ребенка, совсем другое – если ребенок служит им средством удовлетворения амбиций. В первом случае взрослые считаются с его потребностями и возможностями, во втором – гнут свою линию вопреки очевидному нежеланию ребенка идти туда, куда его направили.
Это вовсе не означает, что в первом случае родители «идут на поводу у ребенка», который «ищет легких путей». Между позицией «Хочешь плавать? Мало ли что ты хочешь, будешь рисовать!» и позицией «Скажи, пожалуйста, почему ты больше не хочешь ходить в художественную школу?» – большая разница.
Бывает, ему очень трудно и даже невмоготу ходить на занятия из-за того, что плохо получается или не складываются отношения в группе. Может быть, он чувствует, что неперспективен и не интересен педагогу. А бывает – трудности временные. Ему интересно, но рутинную работу делать лень. Тогда ребенка надо просто эмоционально поддержать, помочь организационно. Во всяком случае, однозначное «Ты должен!» недопустимо.
Это не мелочи: усталость, апатия, раздражительность, грубость. Встревоженные родители ищут помощи у психолога. Им невдомек, что когда человек ходит и в такую школу, и в другую, и в третью да еще в бассейн и к репетитору, он испытывает колоссальный стресс: везде расписание, требования, отношения. Родители говорят: «Ну подумаешь, руками помахал… орнаменты порисовал… на пианино потренькал. С чего уставать-то? Зато всестороннее развитие».
Увы, порой «всестороннее развитие» всего лишь понятие из головы родителей, никак не связанное с реальной жизнью ребенка. А ведь увидеть, все ли идет правильно, нетрудно: у ребенка позитивный настрой на занятия, он чувствует себя комфортно, а если что-то не получается, держится достойно. Всегда видно, помогают ли занятия ребенку реализоваться, обогащают ли эмоционально, развивают ли. Если, конечно, мы склонны присматриваться к своим детям.
Но казенные слова «растить конкурентоспособную личность» уже вошли в семейный обиход. Родители стараются запихнуть детей всюду, не считаясь с их индивидуальными особенностями.
…У девочки дома и флейта, и пуанты, и мольберт. Она робко спрашивает маму: «Можно я пять минут с куклой поиграю?» Ответ: «Это зачем?»