О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Лоренс Шапиро
Секретный язык детей
М.: АСТ Астрель, 2006
В основе любого взаимодействия лежит понимание. В том числе и в основе общения взрослого с ребенком. Все родители и педагоги искренне хотят понимать детей как можно лучше. Но очень часто смутно ощущают, что не могут пробиться к пониманию маленького человека, как будто говорят с ним на разных языках. Это вполне объяснимо, считает автор книги, ведь только десять процентов информации при общении мы воспринимаем вербально. Остальные девяносто черпаем из интонационных оттенков, жестов, взглядов – если сумеем расшифровать эти тайные знаки. «…секретный язык способен не только сообщить мысли ребенка, но и раскрыть его потаенные переживания и чувства, потребности и желания. Секретный язык – это ключ к внутреннему миру ребенка, к его эмоциональному развитию, а между тем мало кто из родителей подозревает о существовании этого наречия».
Внимательный читатель найдет в разных разделах книги ключи к расшифровке детского языка жестов, научится интерпретировать ребячьи сны, истории, рисунки, игры.
Каждый раздел насыщен узнаваемыми описаниями эпизодов детской жизни. От их объяснения автор отталкивается и говорит о более общих принципах и закономерностях. На страницах книги то и дело встречается рубрика «Попробуйте!», где содержатся практические рекомендации для тех, кто решит применить полученные знания в общении с ребенком.
Поскольку секретный язык меняется с возрастом ребенка, автор в каждой части говорит о трех возрастных периодах: младенческом, младшем школьном и подростковом.
Довольно много внимания уделено не только способам понимания, но и путям преодоления детских проблем. Автор дает рекомендации относительно того, как взрослый в процессе совместных игр, рисования, придумывания историй может поддержать и помочь агрессивному, социально неадаптированному, необщительному или тревожному ребенку.
Я.Л.Коломинский
Социальная психология
школьного класса
Минск: ФУАинформ, 2003
Уже во вступлении автор декларирует цель книги: повысить психологическую культуру педагогов, работающих в школе. Он методично, последовательно, может быть, изредка слишком академично (углубляясь в историю вопроса, с многочисленными ссылками на авторитеты) разъясняет, «что представляет собой «детское общество» на разных возрастных этапах, какова его социально-психологическая структура, какова динамика его развития, как осознают и как переживают сами дети свои взаимоотношения со сверстниками, каково место и роль взрослых в «детском обществе», как влияют на его развитие различные виды деятельности ребят и т.д. Только после изучения теоретических вопросов, связанных с жизнью детской группы, можно рассчитывать на создание методики руководства взаимоотношениями, которые теперь не только стихийно возникают, что, конечно, неизбежно, но и в значительной мере стихийно развиваются, а это уже ведет к явным потерям в воспитательной работе».
Конечно, педагогу-практику хочется побыстрее пролистать «теоретические вопросы», но в книге они тесно переплетены с практическими примерами из школьной жизни, результатами социометрических исследований, поэтому не воспринимаются чрезмерно скучными и громоздкими.
Мы не найдем здесь примитивных и прямолинейных советов классному руководителю о том, как за три дня улучшить отношения в классе. Зато можно познакомиться с основательными исследованиями по вопросам межличностных отношений. Например, какие качества позволяют ребенку занять то или иное место в системе взаимоотношений. Или как стиль поведения учителя влияет на отношения между детьми.
Одним словом, книга достигает цели, поставленной автором: дает возможность взглянуть на свой класс не с точки зрения разрешения сиюминутных трудностей, а более широко, с учетом социально-психологических закономерностей.