Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Болгова Ирина

Реферат на «отлично»!

Десять рекомендаций, которые помогут сделать эту форму самостоятельной работы учащихся эффективной

В последнее время одной из популярных форм самостоятельной работы учеников становится реферат. Некоторые педагоги даже предлагают ученикам сдавать экзамены и зачеты в форме реферата. Это иногда вызывает сомнение у родителей и некоторых коллег. Но ведь ни одна учебная форма работы не хороша и не плоха сама по себе. Любую из них нужно уметь эффективно применять. В том числе и реферат, при использовании которого нужно учитывать немало педагогических тонкостей и правил. И задуматься об этом пора уже сегодня, даже если защита реферата состоится в конце учебного года, ведь начало – выбор темы, планирование – в немалой степени определяет успех всей большой работы. Предлагаемые рекомендации обращены к ученикам и учителям.

Выберите тему и правильно сформулируйте ее

Тему может определить преподаватель, а можно выбрать самому. Но в любом случае она должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. Тематика реферата может включать: исследовательские задачи (например, постановка серии экспериментов по какой-либо теме курса), теоретические вопросы, выходящие за рамки программы курса, исторические исследования (роль каких-либо открытий в развитии науки, деятельность ученых и ее значение). В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы или вопроса. Так, «Витамины» слишком широкое понятие, а вот тема «Роль витаминов в обменных процессах человека» подходит для реферативной работы. Необходимо по возможности воздержаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок.
Необходимо помнить, что тема должна быть актуальной с научной точки зрения или из практических соображений.
Совет учителю. Обязательно проконтролируйте тему, которую выбрал ученик, а если ему трудно, то помогите определиться с выбором темы (особенно если это его первая работа). Медлительному ученику вряд ли стоит рассматривать сложные темы с огромным объемом материала. Ему подойдет конкретная тема с узким профилем. Такому ученику лучше посоветовать рассмотреть «Заболевания пищеварительной системы, методы их изучения и пути профилактики» вместо «Эволюция пищеварительной системы». Подвижному и любознательному ученику лучше предложить тему с элементами исследовательской работы, например: «Грипп: почему с ним так трудно справиться?», «Современные достижения в области хирургии сердца». Спокойному и уравновешенному ребенку можно посоветовать темы более фундаментальные: «Функции белков в живом организме».
На первых этапах работы над рефератом возможны занятия в группах: именно так проще, понятнее для детей обсуждения тем, целей, задач. Хороший эффект дают коллективное обсуждение выбора темы реферата, постановка целей, формулирование задач.

Определите вид (тип) реферативной работы

Возможны три варианта реферативной работы. Первый – аналитический обзор, который может быть построен двояко: либо в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи), либо в виде анализа современного состояния проблемы. «История учения о развитии клетки», «Развитие взглядов на процесс видообразования»  – это примеры работ с историческим изложением проблемы. «Загрязнение окружающей среды и заболевания дыхательной системы», «Биологические ритмы и их роль в жизни человека» – работы с анализом современного состояния проблемы.
Вторым вариантом реферативной работы может быть критический анализ дискуссии – данная тема может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее: «Пересадка органов: решенные и нерешенные проблемы», «Клонирование: за и против», «Мифологические и религиозные представления о жизни».
И третьим вариантом может быть развернутая рецензия, в которой необходимо обосновать актуальность темы, изложить теорию, дать анализ теоретической позиции: «Теория функциональных систем П.К.Анохиной», «Работы И.П.Павлова в области физиологии пищеварения».
Необходимо помнить, что любой вид реферата должен заканчиваться выводами: в первом случае с выделением новых аспектов, подлежащих изучению; во втором – с выявлением сущности спора; в третьем – с уточнением ценности и сомнительных положений работы.
Совет учителю. Вполне возможно одну и ту же тему изложить с разных позиций. Помогите ребенку выбрать тип реферативной работы, определиться с близкой ему точкой зрения. Например, если ученик заинтересовался темой о зародышевом развитии организма, то возможны варианты: либо исторический обзор «История учения о развитии зародыша», либо «Жизнь до рождения (о зародышевом развитии организма человека)», либо развернутая рецензия учений современных эмбриологов.

Составьте план работы и поставьте задачи реферата

Если тема реферата определяет цель, то задачи работы – это ее составные части. Разработайте как можно более подробный план реферата. Он может быть предварительным и претерпеть изменения по мере работы. Определите (исходя из вида реферативной работы) количество глав основной части. Как правило, это могут быть показ различных точек зрения, исследования в различных исторических эпохах или рассмотрение различных аспектов проблемы. В реферате «Болезни органов пищеварительной системы, их лечение и пути профилактики» можно выделить четыре задачи: изучение строения и функционирования пищеварительной системы; освещение методов диагностики и лечения пищеварительной системы; краткая характеристика распространенных болезней пищеварительной системы и выявление их причин; формулирование приемов путей профилактики заболеваний пищеварительной системы.
Задачи реферата должны соответствовать главам в содержании работы.
Совет учителю. Обязательно проконтролируйте поставленную цель и выделенные задачи, корректно посоветуйте убрать лишние и добавить недостающие. Лучше это сделать в начале работы, высказав свое мнение, чем исправлять ошибки перед защитой реферата. Если задачи будут поставлены неверно, то реферат получится или «однобоким», или слишком объемным и будет похож на пересказ всех вопросов и аспектов, связанных с темой.

Внимательно поработайте с литературными источниками

Составьте список литературы для ознакомления. Читая ее, отмечайте и выписывайте все, что должно быть включено в работу. Возле каждого пункта и подпунктов плана укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал. Не забудьте потом (в тексте реферативной работы) указать в пронумерованных подстрочных сносках, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты. Желательно, чтобы литературный обзор включал не менее 8–10 источников различной направленности: учебной, научной, научно-популярной, энциклопедической.
Необходимо помнить, что «Список использованной литературы» – это составная часть реферата, литературные источники должны быть перечислены на отдельном листе в алфавитной последовательности фамилий авторов или по названиям сборников с указанием места издания, названия издательства и года издания.
Совет учителю. Лучше, если ученик начнет обзор литературы с внимательного изучения содержания глав, параграфов учебника, в которых изложены первоначальные сведения по теме. Иногда стоит рассмотреть материал «чуть выше», чем данный уровень, есть смысл ознакомиться с данной темой, изложенной в научных материалах для специальных учебных заведений. Например, при написании реферативной работы по биологии или химии можно использовать учебники для медицинских колледжей (вполне возможно, ученик определился с будущей специальностью). Нет смысла составлять реферативную работу только по энциклопедической литературе (ее использовать в работе необходимо хотя бы для того, чтобы ориентироваться в терминологии) или только по научно-популярной.

Отнеситесь серьезно к введению

Начните введение с общеизвестных положений, относящихся к данной теме. Укажите цель работы, кратко обоснуйте ее актуальность, приведите примеры, факты, цитаты, поясняющие значимость работы. Перечислите все задачи работы, которые требуется решить для реализации цели, кратко опишите их содержание. Сделайте обзор литературы, в котором укажите взятый из того или иного источника материал, проанализируйте его сильные и слабые стороны. Поясните обозначения в реферате: для чего и как выделены понятия, термины.
Объем введения должен составлять две-три страницы текста.
Совет учителю. Лучше, если ученик самостоятельно напишет эту часть реферата сначала в виде плана или тезисно. В идеале введение нужно сделать до написания основной части реферата, но, как показывает практика, написать обоснованное введение ученики могут только после выполнения всей работы.

Грамотно постройте основную часть реферата

Основная часть должна содержать только тот материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Весь материал лучше всего распределить по главам согласно поставленным задачам. Каждая глава должна иметь название, отражающее ее основное содержание. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами. Пишите грамотно, точно, разделяйте текст на абзацы, не допускайте повторений. Если в главе несколько проблем, положений, взглядов, методов, то лучше всего использовать подпункты с указанием названия каждой проблемы. Так вы не только не запутаетесь сами, но и упростите изучение вашей работы рецензентом, а также продемонстрируете логику изложения материала. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из различных источников, может также включать в себя собственное мнение, самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Не перегружайте основную часть иллюстративным материалом, его можно вынести в приложение. Средний объем основной части – 10–15 страниц. Оптимальное количество глав в основной части реферата – 3–5.
Совет учителю. Обязательно прочитайте все главы работы, чтобы при защите не было недоразумений (в работе ученика московской школы текст содержит выражение «Мы, сибиряки…»), старых, уже опровергнутых фактов, данных двадцатилетней давности и т.п. Данный этап работы сугубо индивидуальный, требующий ответственности от ученика и внимательности и адекватности от учителя. Иногда работая над основной частью, ученик уходит от темы. Если это допустимо по смыслу, содержанию, то лучше откорректируйте тему или видоизмените ее.

Не забудьте про заключение

В данной части реферата подводятся итоги работы или формулируются выводы по главам, дается обобщенный вывод по теме, предлагаются рекомендации. Сделайте заключение четким, кратким, вытекающим из основной части. Не путайте заключение с литературным послесловием, продолжающим изложение проблемы. Объем заключения – 2–3 страницы.
Необходимо помнить, что в заключении нужно обратить внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей: задачи должны быть выполнены, а цели – достигнуты.
Совет учителю. Заключение, как и введение, должно содержать не цитаты, а собственные мысли ученика, его итог всем перечисленным положениям. Последние фразы заключения должны быть оптимистическими, завершенными.

Не поленитесь сделать приложение к реферату

Чтобы реферативная работа не была перегружена иллюстративным материалом, вынесите все графики, таблицы, рисунки, схемы, пояснения с фотографиями, гравюрами и т.п. из основной части. С одной стороны, вы избежите увеличения основной части, а с другой – продемонстрируете культуру научной работы. Каждое приложение поместите на от-
дельном листе, пронумеруйте, обозначьте его (Приложение №1. Рекомендуемые ежедневные нормы принятия витаминов различными категориями людей), под названием аккуратно расположите иллюстративный материал, если необходимо, то под иллюстрацией поместите пояснения. Не увлекайтесь иллюстрациями в приложении, хотя именно они делают работу наглядной, яркой, доступной, «живой».
Необходимо помнить, что в основном тексте работы необходимо делать ссылки на приложения в скобках (см. прил. № 1).
Совет учителю. Помогите ученику не только подобрать подходящую фотографию, но и составить график, таблицу или схему, пояснив, что они могут отражать. Лучше, если в приложении будет несколько вариантов форм, а не только, например, одни рисунки с обозначениями.

Соблюдайте правила оформления и сроки написания реферата

Нетрудно сосчитать, что объем реферата может колебаться в пределах 15–20 печатных страниц и состоит из пяти частей: введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Делайте размер шрифта 12–14, Times New Roman, обычный; интервал между строк –1,5; размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм каждый. Печатайте текст на одной стороне листа, сноски и примечания печатайте на той же странице, к которой они относятся, через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст. Все страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы, на титульном листе номер страницы не ставят. Титульный лист является первой страницей и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное название учебного заведения, отделенное от остальной площади листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название реферата без слова «тема» и без кавычек. Ниже, под названием, указываются вид работы и учебный предмет (экзаменационный реферат по биологии). Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество ученика, класс. Еще ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и консультантов (если таковые имелись). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Следующим после титульного листа идет оглавление с указанием страниц. Время работы над рефератом  может быть различным – от нескольких недель до нескольких месяцев. Реферат в черновом варианте проверяется учителем. Не позднее чем за две недели реферат необходимо представить на рецензию.
Реферат сдается на рецензирование и нередко не возвращается, поэтому для процедуры защиты нужно иметь вторую копию или черновик работы.
Совет учителю. В кабинете на стенде отведите место с требованиями к оформлению реферативной работы. Поместите на стенде примерные варианты тем по данному предмету, образцы титульного листа, содержания с указанием страниц, советы «Как написать библиографический список». Обратите внимание учеников на этот стенд: более половины вопросов отпадет у учеников после ознакомления с содержанием данного стенда.

Основательно подготовьтесь к защите

Во время защиты нет смысла полностью пересказывать основную часть работы. Очень важно, чтобы в течение 10–15 минут защищающий реферат мог рассказать о его актуальности, поставленных целях, задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Составьте план защиты и распределите по минутам время – так вы сможете избежать механического пересказа реферата и перейти к научному обоснованию проблемы. Защита реферативной работы не должна превращаться в «вечер вопросов и ответов». Лишь только после выступления отвечающему задаются вопросы по представленной проблеме.
Необходимо помнить, что в итоге оценка за реферат складывается из ряда моментов: соблюдения формальных требований к реферату, грамотного раскрытия темы, умения четко рассказать о представленном реферате, способности понять суть задаваемых по работе вопросов и формулировать точные ответы на них.
Совет учителю. Проведите предварительную защиту реферата для учеников, чтобы они смогли увидеть свои сильные и слабые стороны, постарались ликвидировать пробелы. Чтобы лучше отработать умение публично выступать, предоставьте ученику возможность выступить перед учащимися своего (параллельного, младшего) класса, на факультативе, кружке, особенно если соотнести тему реферата с темой урока. Это может стать хорошей практикой и для других учеников.

Рейтинг@Mail.ru