Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Если возник конфликт с учеником

Каким может быть алгоритм разрешения трудной педагогической ситуации

Не по форме заполненный классный журнал, не сданное вовремя тематическое планирование – это, конечно, плохо, но поправимо. А вот конфликт с учеником, углубляющийся с каждым днем, гораздо более серьезная проблема. В ее решении могут помочь рекомендации психологов центра наставничества.

Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации

Первый этап условно называется «Стоп!» и направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить поспешными действиями и не осложнить отношения. Только в тех случаях, когда ситуация представляет для жизни и здоровья ребенка угрозу, нужно действовать решительно. Но подобные ситуации встречаются не так уж часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что сейчас хочу сделать?».
Второй этап начинается с вопроса «почему?», который педагог задает самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Чтобы правильно их определить, педагогу необходимо уметь понимать язык невербального общения (демонстративный, вызывающий взгляд; скучающий или сосредоточенный вид и т.п.).
Третий этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется при помощи вопроса «что?»: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у ребенка или осознанное чувство вины?).
Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать: именно сейчас он поступил плохо (а не он плохой). Необходимо показать ребенку в каждом конкретном случае, что вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий.
Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «как?»: «Каким образом достичь желаемого результата?» Продумывая способы и средства педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется не в том, чтобы заставить ребенка поступить надлежащим образом, а в умении создать такие условия, чтобы тот мог сделать выбор. Исходя из этого, педагог предложит несколько вариантов ребенку, но самым привлекательным для него сделает именно оптимальный и тем самым поможет ему в правильном выборе.
Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, избегая угроз, насмешек, записей в дневнике, жалоб родителям.
Пятый этап – практическое действие педагога. Успех будет зависеть от того, насколько точно он сможет сформулировать педагогическую цель, насколько правильно он сможет выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотит их в реальном педагогическом процессе.
Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь в ребенке на лучшее.
Шестой этап – заключительный в алгоритме решения педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения с детьми, сравнить поставленную цель с результатами и сформулировать новые перспективы.

Рейтинг@Mail.ru