Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Романова Татьяна

Зачем в классе нужен таз с водой и коробка с бусинами

Из рабочего дневника учителя

Слова про развивающую образовательную среду, игровые формы уроков у всех на слуху. Но увы, не многие представляют, как это выглядит в реальности.

Урок физики

Урок должен начинаться с сюрприза. Сегодня перед ребятами стоит поднос с самыми разными игрушками, посудой, всякими пластмассовыми и металлическими ложками и чашками, деревянными машинками и матрешками. Интересно, можно ли эти предметы поделить на какие-нибудь группы? Ребята подходят, разглядывают поднос, раскладывают вещи на кучки, спорят. Кто-то поделил все на игрушки и настоящие вещи, кто-то на большие, средние и маленькие предметы. Одни обращают внимание на цвет, другие – на форму, устойчивость, прочность. Вариантов ответов много. И ведь все правильные, интересные. Но вот дети высказались, никто не предлагает новых принципов классификации. А тут следующий сюрприз. Оказывается, в углу класса уже давно стоит таз с водой. Ребята не замечали его, увлеченные игрушками. Но взрослый вдруг привлекает к нему внимание и задает странный вопрос:
– Как разделить все, что лежит на подносе, на две группы, ничего не трогая руками?
В конце концов у кого-то из ребят (бывает, приходится подсказать) рождается мысль: опрокинем все содержимое подноса в таз. Посмотрим, что получится. Сказано  – сделано. Мы наблюдаем, как металлические ложечки идут на дно, а пластмассовые куколки плавают на поверхности. Значит, есть предметы плавучие и те, которые в воде тонут. Обсуждаем, от чего это зависит. Домашнее задание для желающих: провести дома эксперимент на родителях, догадаются ли они, как поделить все предметы на две группы, не касаясь их руками. Конечно, каждый ребенок дома захочет проверить сообразительность мамы и папы. Ему придется собрать какие-то домашние предметы, подумать, какие понадобятся для опыта, возможно, покидать потихоньку в воду кухонную утварь, карандаши и ластики. Самые интересные наборы предметов прошу принести завтра в класс. Будем загадывать загадки друг для друга. Только прежде чем топить новые игрушки, постараемся предположить, что утонет, что всплывет, и проверим наши предположения.

Урок математики

Для желающих поиграть в математику уже несколько дней собираю с родителей коробки из-под обуви. Внутрь каждой коробки вклеиваю поперечную перегородку с вырезом посередине, вроде арочки. На крышках пишу цифры пока от 1 до 10. Дальше будет больше. Предлагаю сыграть в «угадай-ку». Сначала кладем в коробку такое количество бусин, которое соответствует цифре, написанной на крышке. Несколько раз пересчитываем вместе с ребятами.
– Здесь точно шесть бусин? – спрашиваю.
– Надо проверить, – отвечают.
Это мой любимый ответ. Именно так должны отвечать умные люди.
После нескольких коллективных проверок (точно, шесть бусин!) закрываю крышку и трясу коробку, бусины стучат. Наконец самый нетерпеливый кричит: «Стоп!»
Кладу коробку на стол и отгибаю половину крышки. Мы видим бусины, лежащие с одной стороны от перегородки. Внимательно считаем: четыре.
– А сколько бусин лежит с другой стороны от перегородки?
Кто-то кричит наугад, кто-то рассуждает. Выслушиваем всех. Потом открываем крышку до конца, считаем. Победители получают право придумать задачку для друзей: положить бусины, потрясти коробочку. Самые сложные задачки записываем на доске и в тетрадях сначала кружочками (рисунок бусин), затем перейдем к точкам. А там и цифры появятся. У одних раньше – у других позже. Каждый идет своей дорогой и в своем темпе. Но всем нам эта дорога в удовольствие.

Рейтинг@Mail.ru