Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Урок в развивающей среде

Она диктует особое содержание и организацию занятий

Класс, в котором хочется играть

По представлениям Жана Пиаже, ребенок – это «зодчий, возводящий структуры собственного интеллекта». Как любому зодчему, ему необходимы конструктивные элементы, из которых он будет строить свое образование. Если в кабинете создана соответствующая среда, наполненная специально подобранными и созданными объектами, то в таком классе занятия проходят максимально эффективно. Ученики видят вокруг множество предметов, встречающихся в обычной жизни, и особым образом сконструированные объекты, позволяющие максимально развить их способности. Специально созданная среда во многом определяет возможности педагога, влияет на выбор формы работы, структуру занятия.
Можно выделить четыре основных компонента развивающей среды, сконструированной, к примеру, в нашем образовательном центре «Понарошкин мир»:
1. Физический компонент: набор игр и игрушек (манипулятивных, естественно-научных, математических, языковых, наглядных, музыкальных, имитационных), конструкторов, учебных приборов.
2. Знаково-символический компонент: учебники, тетради, карты, схемы, плакаты, раздаточный материал.
3. Технологический компонент: материалы для изучения и конструирования, компьютерные обучающие программы, аудио-, видеоматериалы.
4. Человеческий компонент: учитель, обладающий творческим потенциалом, готовый к сотрудничеству с детьми.

От имитации к реальности

Известно, что к концу дошкольного периода у ребенка стихийно складываются глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, техники, культуры – своя картина мира. На этом этапе важно в доступной и занимательной форме познакомить учеников с основными свойствами предметов, веществ, явлений, окружающих нас: с пространством и временем, с Землей и космосом, со светом и звуком, с электричеством и магнетизмом, с растениями и животными, языком и знаковыми системами, человеком, машинами. Пусть ребята активно исследуют окружающий мир. А для этого придется привлечь их внимание к вроде бы привычным явлениям, объектам окружающей среды, помочь им взглянуть на привычное по-новому, творчески переосмыслить ситуацию.
Обучение в развивающей среде можно представить себе как достаточно свободное движение по сети дорожек в индивидуальном темпе. Вся эта сеть исходит из единого начала, являющегося понятийным ядром. Движение происходит одновременно как в логике постижения предмета, так и в логике развития индивидуальных способностей детей. Чем меньше их возраст, тем больший приоритет отдается логике развития.

Понятийное ядро

Понятийное ядро – это не набор разрозненных терминов, а система понятий «вещь – свойство – отношение – действие», рассматриваемая в их взаимосвязи. Эта система определяет целостность мира и является мощным интегрирующим фактором. Любая наука, какой бы ни был ее предмет, изучает вещи, их свойства, изменение свойств (действие) и отношения. Вполне естественно в качестве отправного выбрать понятие «свойства», потому что в познании человек имеет дело в первую очередь со свойствами и именно на основании знания свойств происходит разделение представлений о мире на различные предметные области.
В процессе активной деятельности дети получают навыки классификации, опыт наблюдения, экспериментирования, исследования, учатся устанавливать сходство и различие, восстанавливать объекты по их свойствам. Вводится специальный «язык свойств». Использование этого языка позволяет детям, даже не умеющим читать, описывать свои наблюдения и решать многочисленные задачи. Вводится символический язык действий для описания и анализа экспериментов. Оба эти языка изобретаются педагогом вместе с детьми. Специально выделяются арифметические операции (сложение, умножение, вычитание и деление), устанавливается связь между системой понятий «вещь – свойство – действие» и грамматическими языковыми категориями «существительное  – прилагательное – глагол».
Знакомство со свойствами предполагает получение информации с помощью органов чувств. Поэтому в понятийное ядро входит блок, исследующий работу органов чувств и иллюзии восприятия. Знакомство с иллюзиями вплотную подводит детей к необходимости измерения, дети получают представления о сравнительных понятиях и приходят к идее фиксации свойств с помощью чисел и символов. Постепенно они понимают, что математика не имеет дела с предметами самой действительности, но только с их отношениями и свойствами этих отношений, полученных в результате абстракций и идеализации.

Естественное обучение

Типичная последовательность объяснение – усвоение – самостоятельное действие, принятая при традиционно организованном обучении «по программам», в развивающей среде принимает вид: самостоятельное действие – усвоение – объяснение.
При естественном обучении отсутствует ситуация, когда ребенок занимается только языком или только математикой. Занимаясь математикой, он занимается и языком, и естествознанием, и многими другими видами деятельности.
Здесь взаимодействие ребенка со взрослым интересно обоим. Каждая игрушка в классе непредсказуема. Педагогу тоже приходится строить свои гипотезы, ошибаться, сомневаться. Поэтому и ребенок спокойно высказывает любые идеи, будучи уверенным, что его не станут ругать, а наоборот, поощрят. Этот принцип позволяет проводить занятие в разновозрастной группе.
Программа занятия определяется реакцией учеников, а не заранее написанным планом. План занятия выстраивается как система провокаций, побуждающих ребенка удивляться, задавать вопросы, а также как система подсказок, благодаря которым дети могут выстраивать гипотезы, проводить исследования. Результатом можно считать желание ребенка поделиться с окружающими своими открытиями. Например, придумать необычное задание, чтобы кто-то еще мог пройти по дороге исследования мира. Дети становятся субъектами образования не только потому, что имеют право выбирать задание, интересующую предметную область, но и потому, что они вместе с педагогами как полноправные авторы насыщают образовательную среду занятия, иными словами, современного урока, такого, каким он постепенно становится в духе требований времени.

Татьяна Евгеньевна ГОРШКОВА,
руководитель образовательного центра
«Понарошкин мир»
(ponaroshka@bk.ru)

Рейтинг@Mail.ru