Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Богданова Ольга

Что нам мешает видеть и принимать ученика таким, какой он есть?

Психологи считают: причина кроется в нашем недостаточно позитивном отношении к себе

Среди острых проблем современной школы многие учителя особо выделяют проблему педагогического взаимодействия с учениками. Как правильно понять своего воспитанника, чтобы он в свою очередь понял тебя?
Как полноценно общаться с ребенком?
С точки зрения психологии для совершенствования коммуникативных способностей необходимы переосмысление и преобразование своего жизненного опыта. А начинается все с работы по прояснению собственных глубинных смыслов и установок.

Повторение «пройденного»…

Исследования показывают, что учителя, которые не принимают себя, склонны также негативно воспринимать окружающих и занимать авторитарную позицию по отношению к другим.
Признаками неприятия себя являются низкая самооценка и чувство незащищенности. Но где его истоки?
Как правило, в травмирующем опыте острых, болезненных переживаний, которые человек получил в детстве.
По «детскому» сценарию разворачиваются очень многие педагогические ситуации. Вот пример: пережив унижение в классе, ребенок дает себе слово: «Если я стану учителем, то никогда не буду кричать на учеников». Но проходит время, человек вырастает, заканчивает педвуз и воспроизводит ту же ситуацию в своем классе. Даже оскорбительные слова
в адрес ученика звучат те же самые.
В психологии подобные повторяющиеся ситуации называются незавершенными. Разорвать такой порочный круг самому учителю крайне сложно, поскольку связь поведения с детским опытом обычно не осознается. Но даже осознав эту связь, человек не всегда находит силы изменить поведение. Здесь требуется помощь специалиста, владеющего особыми тренинговыми методиками. Как показывает опыт, применение этих методик порой бывает очень эффективным.
Давайте попробуем следовать по тому пути самопознания и работы над собой, который учителя санкт-петербургских школ проходят на тренингах по развитию коммуникативных способностей.

Методика «Десять Я»

В процессе проведения коммуникативных тренингов мы используем различные методики самодиагностики, в частности методику «Десять Я…» (она предназначена для определения так называемой «Я-концепции» учителя).
В результате применения этой методики выяснилось, что для значительной части педагогов свойственны чрезмерная критичность и противоречивость в отношении к себе. Некоторые положительные качества педагоги считают отрицательными. На вопрос: “Какая вы?”  – часто даются ответы с явно выраженной негативной окраской: нервная, болтливая, сумасбродная, злая, одинокая, закомплексованная, замкнутая, строгая, тревожная. Только немногие учителя написали: красивая, светлая, умная.
Согласно результатам опроса, педагоги не любят в себе: ярость, злость, раздражительность, упрямство, черствость, язвительность, нервные срывы, вспыльчивость, отсутствие контроля эмоций, чрезмерную обидчивость, нетерпеливость и лень. Список любимых качеств оказался существенно короче: стремление к развитию, трудоспособность, ответственность и решимость.
Вместе с тем важно отметить, что многие учителя понимают, что не всегда они правы. Педагоги готовы к тому, чтобы признать свои ошибки и учиться работать более эффективно. На занятии, посвященном особенностям обучения и взаимодействия с учениками с разными акцентуациями характера, одна учительница с горечью сказала: «Почему нам в институте об этом не рассказывали, я бы тогда совсем иначе воспитывала и своих учеников, и своих детей, я бы лучше смогла понимать этот ужасный подростковый возраст».

В роли «вожака»

Известный австрийский психолог Эрик Берн обратил внимание на то, что в процессе общения каждый из партнеров может занимать одну из четырех позиций: неучастие (отстраненность, отсутствие реакции); пристройка сверху – поучительная, назидательная по отношению к собеседнику; пристройка снизу – положение зависимое, подчиненное; пристройка рядом – разговор на равных. В трех последних позициях проявляются состояния Родителя, Ребенка и Взрослого. Учителю важно понимать, насколько гибко он способен переключаться с одного состояния на другое и какое состояние у него является доминирующим.
С точки зрения психологии оптимальный вариант – когда педагог сочетает в себе опытную зрелость и детскую наивность. Именно такое сочетание является важнейшей предпосылкой успеха и взаимопонимания в работе с учениками.
К сожалению, результаты диагностики говорят о том, что у многих учителей детское начало вытесняется. По результатам специального опросника «Родитель – Взрослый – Дитя», у 80% учителей Дитя занимает последнее место в триаде, у 55% Родитель на первом месте.
Вследствие вытеснения детское начало проецируется вовне, на учеников, которым педагог начинает приписывать все детские черты. Себя же в этом случае учитель ощущает исключительно опытным человеком (Родителем). В определенном смысле учитель с доминирующим родительским началом противостоит детям: он часто сетует на то, что ученики не желают учиться и действуют ему на нервы.
Таким образом, педагог может быть внешне и внутренне дистанцирован от детского начала. Дети для него – существа, не имеющие с ним ничего общего. Такие учителя выстраивают свои отношения с учениками на принципах дисциплины, порядка и послушания. Неудивительно, что они часто испытывают трудности во взаимоотношениях с детьми.

Поправка в «биографии»

Какие инструменты используются на тренинге, чтобы помочь учителю в решении коммуникативных проблем? Прежде всего это ролевая игра. Проигрывая различные сюжетные ситуации взаимодействия учителя и ученика, педагоги учатся определять, в какие моменты они и их партнеры по взаимодействию ведут себя как Родитель, Взрослый или Дитя. Этот навык важен для анализа и корректировки собственного стиля общения с учениками.
Некоторые игровые упражнения предназначены для проработки негативных детских впечатлений. К такого рода упражнениям относится проигрывание неприятных ситуаций с изменением финала. Если, например, у человека в школьные годы были сложные взаимоотношения с педагогами, ведущий может предложить ему воспроизвести какую-либо коллизию из школьной жизни, но не «один в один», а скорректировав заключительную часть истории: «Давайте доиграем сюжет так, как бы вы сами хотели, чтобы учитель повел себя с вами в той ситуации». Это позволяет учителям «закрыть» так называемые незавершенные ситуации, преодолеть «власть» травматичного опыта, который мешает наладить конструктивное взаимодействие с детьми.
Отдельно стоит сказать об упражнениях, которые нацелены на то, чтобы учитель смог почувствовать и принять внутреннего ребенка в себе. Эффект подобного принятия трудно переоценить: учитель начинает лучше понимать не только себя, но и своих учеников, в том числе и то, что мешает им быть успешными. Чаще всего это разного рода страхи: например, боязнь не оправдать надежд и ожиданий взрослого.
Осознав подобные вещи, педагог может изменить свой стиль взаимодействия с учениками, начав поощрять у них взрослое начало. На практике это может проявляться, скажем, в поддержании неформальной обстановки во время занятий.

Простить и принять…

Одна из ключевых идей тренинга – идея прощения. Помните пример, когда педагог невольно повторяет поведение своего «обидчика», транслируя на учеников собственный негативный школьный опыт? Практика тренинговой работы показывает: учитель перестает повторять ошибки взрослых из своего детства, если сумеет простить «обидчика».
Прощение – особый положительный психологический опыт. Прежде всего прощение – это решение. Решение отпустить виновника в духовном плане, «отвязать» его от себя. Прощая, человек признает реальность боли, но решает не мстить за себя, не держать зла на обидчика.
На тренинге мы также проигрываем ситуации, которые позволяют учителям понять, что испытывает ребенок, которого они обидели.
Во время тренинга каждый педагог вспомнил и смог рассказать случай, когда он обидел ребенка, некоторые случаи были пережиты в ролевой игре. И стало очевидно, что этот тяжелый груз (многие учителя плакали) не давал людям покоя на протяжении длительного времени, иногда нескольких лет. Учителям было предложено написать письмо, которое, возможно, уже не дойдет до «адресата». Но некоторые учителя смогли по-настоящему отправить письмо… Примечательно, что, по словам многих учителей, они смогли на самом деле простить своих взрослых «обидчиков» только после того, как попросили прощения у ребенка.
По итогам занятий учителя писали рефлексивные эссе, где отметили, что самое главное, чему они научились, – это понимание себя (своих сильных и слабых сторон), понимание коллег и детей. «Я смогла говорить о том, о чем никогда не рассказывала, стала мягче и добрее, я поняла причину своей тревожности, заглянула в свою душу и поняла, что это не страшно, а интересно и полезно, научилась прощать обиды». Учителя писали о том, «как важно увидеть проблему ученика глазами ребенка, а не взрослого, как важны детские переживания и помощь взрослых…».

 

Рейтинг@Mail.ru