Могут ли педагогу не выдать учебник?
По закону – нет. А на самом деле...
Скоро день учителя, наш профессиональный праздник. Правду сказать, непонятно, в какой атмосфере пройдет он в этом году.
В общественном мнении все более насаждаются антиучительские настроения, и вот уже родители спрашивают: «А надо ли дарить учителю цветы, заслужил ли он красивый букет?»
В руководстве образованием на местах по поводу учителей принимаются дискриминационные решения, и вот уже в одном регионе вводят форму для педагогов, а в другом – запрет на питание учителей в школьной столовой. Ходите, говорят, в кафе или носите еду из дома.
В методических центрах от учителей требуют немедленного сворачивания коррекционных программ и разворачивания программ работы с одаренными, буквально: «Замените в старых одни слова на другие и подайте завтра же».
Школьные директора тоже не отстают и, схватывая общую тенденцию, напрямую ущемляют учителей в правах. Например, учитель спрашивает:
«Скажите, пожалуйста, почему учителям в школьной библиотеке не выдают учебники? Ведь главный инструмент учителя – это книга. На 100 рублей, положенных учителю на подписку, он не может купить десяток учебников на различные классы. Можно ли изменить положение? Ведь врач не покупает себе инструменты. Рабочий – станки».
Мы приводим ответ Галины Меркуловой, председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации определяет основные права и обязанности работодателя. В обязанности работодателя входит также согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ обеспечение работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. При необеспеченности работников всем необходимым, что требуется для работы, работодатель не может требовать от них выполнения трудовых обязанностей. Без сомнения, учебник для учителя – и оборудование, и инструмент, и средство.
Официальный ответ ясен: учитель должен быть обеспечен необходимыми для работы учебниками. Но дело в том, что у нас кроме федеральной власти есть местная – региональная и муниципальная. Есть школьный устав, свод законов ОУ. И ничего удивительного, если наш учитель, прочитав официальный ответ, пойдет с ним к директору и услышит: «Мало ли что в законе написано! У нас свои условия и свои законы».
Произвол сверху и жалобы снизу не закончатся до тех пор, пока учителя сами не возьмутся за дело. В нашем случае, например, следует, во-первых, попросить директора показать документ, обосновывающий и подтверждающий решение не выдавать учителям учебники. Каким бы ответ ни был, надо уведомить его о предполагаемых шагах: о намерении поднять этот вопрос на заседании общественного совета школы; о подаче иска в суд с просьбой дать правовую оценку решению администрации (если таковое действительно имеется).
...Поступать цивилизованно или терпеть произвол, сберегая «отношения»? Сегодня вопрос сохранения чести и достоинства учителя стоит именно так.