КРУГ ВОПРОСОВ
За нарушения в сфере образования будет установлена административная отвественность
Станет ли это эффективным инструментом противодействия негативным явлениям, покажет время
Началась осенняя сессия Государственной думы.
В программе законопроектной работы Комитета Госдумы
по образованию около 20 законопроектов, которые планируется рассмотреть с сентября по декабрь нынешнего года. О наиболее значимых и приоритетных законодательных инициативах мы попросили рассказать председателя Комитета Думы по образованию Григория БАЛЫХИНА.
– Для всей высшей школы, а на самом деле для всей системы российского образования очень важен законопроект о федеральных университетах, внесенный Правительством Российской Федерации по инициативе Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева.
Вы хорошо знаете, что у нас в стране действует два вуза, имеющие такой высокий статус, – Сибирский и Южный федеральные университеты. На их развитие в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в федеральном бюджете на 2009–2011 гг. запланированы расходы по 3 млрд рублей ежегодно.
Это серьезные ассигнования, но и требования к федеральным университетам, которые предлагается закрепить в законе, тоже достаточно высокие. В частности, законопроектом предусматривается, что такие университеты должны иметь свою программу развития, одобренную Правительством Российской Федерации, публиковать отчеты о своей деятельности в СМИ, в обязательном порядке создать попечительский совет и избрать президента вуза. Предлагается, чтобы федеральные университеты имели организационно-правовую фор-
му – автономное учреждение и ректоры таких вузов не избирались, а назначались Правительством Российской Федерации сроком на 5 лет.
Добавлю, что в июле этого года в МИФИ на совещании по развитию сети научно-образовательных центров в России Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев говорил, что готовится решение о создании Дальневосточного федерального университета, рассматривается также возможность создания таких университетов на Урале, в Екатеринбурге, в Поволжье на базе казанских учебных заведений и в Калининграде.
Обсуждается вопрос о придании особого статуса – статуса исследовательских университетов – ряду ведущих российских вузов, таких как Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, а также о создании национального ядерного университета на базе Московского инженерно-физического института и национального технологического университета на базе Московского института стали и сплавов. Все это направлено на формирование сети качественно новых национальных исследовательских университетов путем интеграции существующих научных и образовательных учреждений. Такие вузы будут получать дополнительное финансирование из федерального бюджета и выполнять стратегические задачи: подготовку высококвалифицированных кадров, развитие экономики страны по инновационному пути.
Также в ближайших планах – законопроект, наделяющий вузы правом предоставлять на безвозмездной основе помещения государственным медицинским учреждениям с целью бесплатного медицинского обслуживания учащихся и сотрудников. Инициаторами этого законопроекта выступили депутаты фракции «Единая Россия», в том числе члены нашего комитета.
Причиной разработки этого документа послужило то, что действующий Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 4 ст. 27) предусматривает, что государственный вуз вправе выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества. В то же время отношения между вузом и поликлиникой носят некоммерческий, безвозмездный характер, и в этом смысле договор аренды противоречит логике, потому что в обмен на бесплатные медицинские услуги вуз должен иметь право предоставлять помещения медицинскому учреждению на безвозмездной основе.
В связи с этим мы и решили предложить закрепить такую норму в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Правительство Российской Федерации в своем отзыве на этот законопроект рекомендовало распространить такое право не только на вузы, но и на другие учреждения образования и предложило учесть это замечание до рассмотрения законопроекта в первом чтении. Наш комитет рекомендовал авторам законопроекта доработать законопроект, так что Государственная дума будет рассматривать его уже в новой редакции, с учетом интересов образовательных учреждений всех уровней.
В конце октября мы планируем обсуждать законопроекты, инициированные Государственным Советом Республики Татарстан и Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан и касающиеся учета национально-региональных особенностей в обязательной части основной образовательной программы. Как известно, новый закон о Федеральном государственном образовательном стандарте, принятый в прошлом году, не предусматривает разделения стандарта на федеральный и национально-региональный компоненты, что вызвало серьезные дискуссии в образовательном сообществе.
Важно отметить, что нынешняя редакция Закона Российской Федерации «Об образовании» дает право субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию и самой школе по своему усмотрению учитывать специфику преподавания национального языка и других региональных курсов в рамках вариативной части образовательной программы.
Эту проблему мы уже обсуждали с представителями законодательных собраний Татарстана и Башкортостана в июле этого года. В августе министр образования и науки Российской Федерации принял участие в августовском педсовете в Татарстане и тоже обсуждал там этот вопрос. Выступая в рамках правительственного часа в Государственной думе 3 сентября этого года, Андрей Александрович Фурсенко сказал, что в октябре – ноябре планируется провести специальное совещание по этому вопросу с участием представителей заинтересованных республик, специалистов, занимающихся разработкой федеральных государственных образовательных стандартов. Надеюсь, что нам всем удастся достигнуть взаимопонимания по этому важному вопросу.
– В ближайших планах Госдумы – законопроект, устанавливающий административную ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области образования. Как вы оцениваете значение этого документа?
– Образование – это единственная отрасль, которая не имеет своей ниши в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а количество таковых, к сожалению, не сокращается. В их числе – нарушения прав граждан на бесплатное и качественное образование, нарушения порядка ведения образовательной деятельности, незаконная выдача документов государственного образца об образовании и др.
В настоящее время государственные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования, не имеют возможности в полной мере реагировать на выявляемые нарушения. Законопроектом предусматривается установить следующие виды административной ответственности: предупреждение, штраф (от 5 тыс. до 50 тыс. рублей – для должностных лиц и от 50 тыс. до 500 тыс. рублей – для юридических лиц), а также дисквалификацию – за отдельные наиболее существенные правонарушения. Это должно стать эффективным инструментом противодействия разного рода негативным явлениям.
– Какие законопроекты вы считаете наиболее проблемными?
– К числу таковых я бы отнес законопроект об установлении права на получение на конкурсной основе второго бесплатного высшего образования по отдельным специальностям культуры и искусства.
Выступая в рамках правительственного часа в Государственной думе 3 сентября этого года, министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко, отвечая на вопрос председателя Комитета по культуре, отметил, что данную проблему можно решать в рамках двухуровневого высшего образования, без внесения изменений в действующее законодательство.
– Весной этого года по инициативе Комитета по образованию состоялся «круглый стол», посвященный проблемам дошкольного образования. Какие законопроекты планируется подготовить по его итогам?
– Участники обсуждения, в частности, предложили выплачивать компенсации родителям, чьи дети посещают негосударственные детские сады, и эта идея уже нашла свое отражение в новом законопроекте. По информации Минобрнауки России, этот законопроект может быть внесен в Государственную думу уже в осеннюю сессию этого года.
Как известно, с 1 января 2007 г. семьи, чьи дети посещают государственные и муниципальные ДОУ, получают частичную компенсацию из федерального бюджета (на эти цели выделяется 8 млрд рублей в год). Размер компенсации дифференцирован в зависимости от количества детей в семье – от 20% размера внесенной родительской платы за первого ребенка до 70% за третьего и последующих детей. Среднемесячный объем компенсации в прошлом году составил 269 рублей, а ее получателями стали 3,8 млн человек. Было бы справедливо, чтобы эти ряды пополнились за счет тех, чьи дети посещают негосударственные детские сады.
Доступность дошкольного образования зависит не только от размера ежемесячной платы, но и от количества мест в таких учреждениях. А их сегодня катастрофически не хватает, очередь по всей стране превышает 1 миллион.
Охват детей дошкольным образованием составляет не более 60%. По прогнозам Минобрнауки России, к 2012 г. этот показатель должен возрасти до 65%. Такими темпами мы вряд ли решим проблему, хотя за последние годы предлагаются самые разные пути преодоления кризиса в этой сфере, вплоть до создания групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста. Но все это не от хорошей жизни и может спасти ситуацию лишь на переходный период.
Те меры, которые принимаются правительством для решения демографической проблемы, в скором времени дадут результат, и потребность в полноценных детских садах резко возрастет. Существенного увеличения охвата детей дошкольным образованием можно добиться только в результате активной работы на региональном уровне. Москва, где ежегодно строится от 50 до 110 ДОУ, в этом смысле может служить достойным примером.
– В последние годы в действующие законы об образовании были внесены сотни поправок, до неузнаваемости изменившие их первоначальную редакцию. На какой стадии находится работа по созданию интегрированного закона об образовании?
– На самой активной стадии. В то же время надо понимать, что задача, которую необходимо решить, комплексная и сложная. Мы рассчитываем, что законопроект поступит в Государственную думу в 2010 году. Выполнение этой работы станет возможным только благодаря совместным усилиям Минобрнауки России, Российского Союза ректоров, депутатов нашего комитета.
Интегрированный законодательный акт будет охватывать все уровни образования – от дошкольного до послевузовского и дополнительного профессионального. Кроме того, перед разработчиками стоит задача привести нормы образовательного законодательства в соответствие с нормами других отраслевых законов – например, Трудового кодекса.
Нам предстоит огромная и очень важная работа в этом направлении, но, не сделав ее, мы не сможем двигаться дальше.