Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ДОМАШНИЙ АРХИВ


Работа, которую нельзя передать никому другому...

О том, как готовился двухтомник Сергея Нохрина, в интервью екатеринбургскому журналисту Олегу Балезину рассказала вдова поэта Анна Мясникова:

–...После смерти Сергея мы с шестилетним Сашкой остались совсем одни. Рухнули семейные планы, согласно которым я должна была оставить работу и заняться подготовкой сына к школе. Он внезапно для себя пошел в первый класс. Хотелось одно-
го – остаться наедине с Сережиными бумагами – полный шкаф газетных вырезок, блокнотов, тетрадок и разрозненных листочков с журналистскими записями, сценарными заявками и стихотворными строчками. Чтобы вычленить из всего этого «поэтическое наследие», надо было перебрать все по-
странично. Когда? Утром – из дома, домой  – ночью, в выходные – бесконечные уроки, стирка-уборка-готовка. Если на стихи выкраивалось два-три воскресных часа, то и они в ущерб сыну. С ним бы поиграть, почитать, в театр сходить, на каток… Некому. Хорошо хоть летом приезжала моя героическая мама и забирала его на дачу. На запущенном, недорого приобретенном участке мы разбили огород, построили баню и веранду, соединяющую ее с домом, привели все в порядок, а через шесть лет продали, выручив деньги на книгу.
Поддержку знакомых я ощущала постоянно. Когда очередное издание, в котором я работала, закрывалось, мне предлагали работу, дарили детскую одежду, которую мы с Сашкой умудрялись носить по очереди. Но работа с архивом – дело интимное, и передать ее кому-то было абсолютно нереально. Да и мне самой стало интересно, я не отдыхала ни дня.
…В год рождения нашего сына Саши Сергей учился на высших режиссерских курсах ВГИКа. Роды прошли неудачно, и Сережа целый день вместе с режиссером Сергеем Князевым простоял в церкви, молясь за спасение малыша. Потом у меня прикрыли газету, за которую я долго боролась, а выплаченную полугодовую задержку зарплаты вместе с дородовыми и послеродовыми пособиями съел «МММ», кормивший меня до этого три месяца. Сергей вынужден был бросить ВГИК. Кроватку сыну мы сделали из письменного стола. Выхаживали его, борясь с безработицей и голодом.
Однажды в центре занятости, куда мы с Сережей попали по причине безработицы, меня даже отправили на тестирование по подозрению в предпринимательском таланте. Работники центра были настолько воодушевлены результатами теста, что настойчиво пытались выдать мне безвозвратную ссуду на собственное дело. Тогда Сережа предложил арендовать у своих знакомых аппаратуру и заняться совместным рекламным бизнесом. Идея была классная. Во-первых, с ним я готова была куда угодно и на что угодно; во-вторых, с его талантом наша реклама, безусловно, стала бы лучшей; и в-третьих, чего я не могла не принимать в расчет: Сереже тогда тоже полагалась бы ссуда. Заключение он протянул мне с виноватым видом: «Исключительно творческая личность. Коммерческая деятельность противопоказана категорически».
…Книгу Сережи я могу выслать по заявке, если прислать ее на мой электронный адрес: myasnikova@apress.ru.

Рейтинг@Mail.ru