Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА


Щербакова Татьяна

— Не ябедничай! Ябед никто не любит

Мы говорим так, стараясь исправить поведение ребенка. Но причины и мотивы такого поведения заслуживают гораздо более внимательного отношения

Кто такие ябеды, наши дети знают, кажется, с пеленок – подлиза, жалобщик, предатель. И что характерно: у взрослых по этому поводу тоже нет никаких разногласий. Единодушие удивительное. Все как будто сговорились…

Ябеда – очень серьезное обвинение в младших классах. Сильнее оскорбления нет. В сравнении с ним все остальные потуги унизить неприятеля просто меркнут. Рыжий, толстый, очкас-
тый – это еще можно пережить. А вот «Ябеда – корябеда, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест!» звучит куда беспощаднее. С таким клеймом попробуй поживи, особенно когда тебе всего семь лет. Не откреститься, не отмыться, не доказать, что и не думал предавать, что поступал по правде, справедливости искал. Никто даже разбираться не станет. Хотя именно в этой ситуации разобраться следовало бы, найти причины поступка.
Но похоже, что мы, взрослые, боремся как всегда не с причиной, а со следствием. Ни в одном из словарей «ябедничать» не объясняется понятием «жаловаться». Но мы привыкли считать эти слова синонимами. И отказываться от поколенческой традиции не собираемся. Почему?
Если хорошенько вдуматься, то говорить, собственно, не о чем. Одни эмоции на поверку: мол, как-то все это гнусно, мерзко, гадко. Даже связываться не хочется. Сказал ребенку строгим голосом: «Не ябедничай. Ябед никто не любит!» – и все, конфликт исчерпан.
Но исчерпан ли? Специалисты утверждают, что ребенка, который пожаловался на своих обидчиков, нельзя заведомо осуждать.
Есть несколько вполне серьезных причин, толкающих первоклашку наябедничать из добрых побуждений.
Непонимание: ребенок стремится к объективности и из-за своей честности попадает в неловкое положение. Он не жалуется, не ябедничает, никаких корыстных целей не преследует, просто делится правдивой информацией. Ведь дома ему твердили, что «надо всегда говорить только правду!».
Беспомощность: ребенок сталкивается с каким-то непонятным, неприятным фактом и спешит к взрослому за помощью. Учитель для него – последняя инстанция, к которой он обращается, когда не может справиться сам.
Предупреждение: ребенок не знает, как реагировать на то или иное происшествие, ставит взрослого в известность и ждет разъяснений, как быть. Или знает, что происходит что-то запретное, опасное, и просит взрослого срочно вмешаться.
Упрекнув в подобных случаях ребенка в ябедничестве, можно раз и навсегда потерять его доверие. Вы больше не услышите детских жалоб, но это только усугубит проблему: теперь ему не с кем посоветоваться. Чем обернется такая «политика невмешательства»?
Месть. Если с ребенком не дружат в школе, не принимают в игры, обижают, он стремится взять реванш с помощью взрослого. Он как бы «дружит» с учителем, держа его в курсе событий, происходящих в классе.
Шантаж. «Не будете со мной играть, расскажу, что вы…» Угрожая разоблачением, ребенок-изгой заставляет одноклассников принять свои условия.
Обида и зависть. Большинство жалоб рождается стихийно: из-за плохого настроения, обиды, зависти, одиночества, неумения промолчать.
Самоутверждение. Ребенку хочется почувствовать свою значимость. Ему кажется, что если он вконец запугает одноклассников, то вынудит их уважать себя и считаться с собой.
Итак, при ближайшем рассмотрении детские жалобы не такой уж пустяк, как кажется на первый взгляд.
Конечно, есть злостные ябеды. Они прекрасно понимают, что делают, и ехидно радуются, докладывая о чужих проступках и наблюдая, как наказывают виновников. Но даже они, пусть и неправильно выбранным способом, неосознанно «рассказывают» учителю о своих проблемах.
Потому скорый на осуждение ответ «Никто не любит ябед» на самом деле в равной степени неприемлем ни в случае настоящего, ни тем более мнимого ябедничества. Так что учителям и родителям лучше задуматься над тем, как найти более продуктивные подходы к проблеме, что бы ни стояло за фактом ябедничества. И помнить, что это действительно важное правило – чтобы дети не обижали друг друга.

Рейтинг@Mail.ru