Адаптация к школе нужна не только детям
В сентябре в школу часто заходят родители – поздравить, поговорить о своих детях, предложить помощь. А к психологу заглядывают учителя: уже появились запросы на совместную работу. Обращаются ко мне и педагоги – читатели «ПС».
«Вы подняли вопрос об адаптации детей к школе, но он всюду поднимается. Почему бы вам не написать об адаптации взрослых? Учителю тоже непросто. А от того, как он себя чувствует, во многом зависит качество его работы».
Что верно, то верно. В бизнесе, например, есть специальные программы по борьбе с послеотпускной депрессией сотрудников. Работодатель заинтересован в результате, а значит, и в тех, кто этот результат обеспечивает. Но в образовании пока иначе.
Учителя и родители – люди, которые прямо или косвенно обеспечивают результаты образования,– адаптируются к школе в меру своих сил. И в первые дни всем непросто. Было: жили спокойно, без режима, без напряжения, без внешних обязательств. Стало: надо рано вставать, быстро собираться, успевать готовиться и столько всего держать в голове! Входить в рабочий ритм трудно, даже если вы с августа настраивались на школу, даже если все лето «работали на школу для себя» и к 1 сентября ваша мотивация была очень высокой. Дело в том, что адаптация – процесс не только внутренний, но и внешний.
Для начального периода работы очень много значит разумная организация. Каким бы бодрым человек ни пришел в школу, проку не будет, если ему с первого шага не «здравствуйте», не «как дела» говорят, а «что это вы себе позволяете, мы и так зашиваемся». Недоброжелательность мгновенно снижает тонус.
Вторая проблема – неопределенность. Учителя до последнего не знают свою нагрузку и соответственно зарплату. Какие классы дадут, в каких кабинетах, на каких условиях? Родители тоже волнуются: весь месяц расписание на листочках, а то и вовсе объявление: «Расписание на завтра будет вывешено в 20.00». Учебники купили не те, а «тех» не хватило, и пока привезут, надо ксерить нужные параграфы. Бесконечные заявления, бланки, анкеты. Служб в школе много, и каждой подай учетную бумагу. А ведь надо еще контакт с педагогами установить. И это третья проблема: взаимодействие взрослых в школе.
Стиль отношений, безусловно, диктует школьное руководство. Если учителя в представлении администрации – роботы-исполнители, правилом становится эмоциональная глухота, а то и полное безразличие ко всему. Если, по нынешней моде, это конкуренты, действуют правила конкурса: надо очки набирать, постоянно доказывать, что ты лучший. Отношения школы с родителями (и родителей со школой) всегда строятся подобным же образом. Демонстрируют избранную стилистику еще более наглядно. Что же удивляться, если многим взрослым не удается адаптироваться к школе ни через месяц, ни через год? Если с 1 сентября они живут под табличкой «До конца учебного года осталось 118 дней»?
…Мы часто анкетируем детей на предмет школьной комфортности: радостно ли тебе идти в школу, есть ли у тебя друзья в классе, хотел бы ты, чтобы уроки отменяли почаще? Спросить об этом же учителей и родителей никому не приходит в голову. А зря.
Взрослый, у которого мотивы, потребности и возможности педагогической деятельности не сбалансированы, вряд ли сможет помочь ребенку в учебе.