Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Календарь профессиональных способностей

Известно, что эффективность педагогического процесса определяется активностью взаимодействия его участников – учителя и учеников. А от чего зависит профессиональная активность педагога?
По мнению специалистов, во многом – от социального статуса. Не случайно этому фактору уделяется особое внимание в развитых странах. Например, в Японии, как пишет Н.Сметанский в статье «Профессиональная активность учителя: взгляд из Украины» («ПЕДАГОГИКА», № 6 за 2008 год), директора школ и учителя начальных классов занимают соответственно 9-е и 18-е места в рейтинге общественного признания основных 82 профессий. Авторитет директора школы оценивается выше авторитета заведующих отделами корпораций, бухгалтеров больших государственных структур и писателей. Учителя оказались на более высокой позиции, чем инженеры-строители, служащие крупных фирм и заведующие отделами муниципального управления.
Важную роль для профессиональной активности учителя играет творческая атмосфера в коллективе, а также стремление педагога вызвать доброжелательное отношение к своим успехам со стороны коллег и руководителей, сохранить доверие и престиж в их глазах. К сожалению, подобные психологические стимулы не работают в российских школах. В публикации приводятся данные анкетирования, где на вопрос: «Радуются ли коллеги вашим успехам?» – 80,2 процента учителей ответили отрицательно: «Не радуются или не замечают».

С приходом в школу новых технологий обучения меняются многие компоненты учебного процесса, в том числе структура урока. Так, под влиянием модульной технологии сложилась взаимосвязанная система учебных занятий, которая используется педагогами при изучении больших предметных тем. Как пишет заведующий кафедрой психологии, педагогики и социальной инноватики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета доктор педагогических наук Гасангусейн Ибрагимов в статье «Новые возможности урока: модульное обучение» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»,
№ 7 за 2008 год), подобная система включает в себя: мотивационные уроки, уроки разбора нового материала, уроки фронтальной проработки материала целостной темы, уроки индивидуальной проработки материала, уроки систематизации и обобщения и контрольно-корректировочные уроки.
К примеру, мотивационные уроки (уроки-фестивали, уроки-выставки) предназначены для создания мотивации к изучению новой темы. Организуются они следующим образом. Для проведения занятия (школьники узнают о нем за неделю) назначаются 5–6 «экскурсоводов» из числа наиболее подготовленных учеников. Каждый «экскурсовод» должен представить какой-то один аспект темы: ярко и образно рассказать о нем, отыскав нужный материал. Учебная группа (класс) делится на число бригад, равное числу экскурсоводов: каждая бригада посещает экскурсоводов, получая при этом краткую информацию по учебной теме, которую предстоит изучать. На это отводится 30 минут. В оставшееся время преподаватель делает небольшой обзор того материала, с которым только что познакомились ученики. На дом ребята получают задание: кратко записать то, что им показалось интересным и что бы им хотелось узнать подробнее.

В статье Г.Чурсиной, Е.Овчинниковой, М.Философ и В.Сажиной «Как помочь своему ребенку стать успешным?» («ПЕРЕМЕНЫ», № 3 за 2008 год) рассматриваются психологические закономерности становления успешного человека. Публикация содержит богатый практико-ориентированный материал, который можно использовать в беседах с родителями, а отдельные упражнения окажутся полезными и для самих педагогов. В частности, небольшой тест, сделанный на основе списка личностных качеств: аккуратность; независимость; наличие собственных суждений; любознательность; честность; способность критически мыслить; интеллектуальная развитость; предприимчивость; умение планировать; скромность; послушность; умение предвидеть события; исполнительность; контактность; дисциплинированность. Читателю предлагается выбрать из этого списка шесть качеств, которые, по вашему мнению, характеризуют успешного человека».
Выбрали?..
А теперь выберите, пожалуйста, шесть качеств, которые вы хотели бы видеть у своих учеников, и сравните оба полученных списка.

 

Рейтинг@Mail.ru