Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Путешествие за ответами и новыми вопросами

Поездки, походы, экскурсии как образовательный ресурс

Первая четверть едва началась, а педагоги уже думают, куда бы им поехать с учениками в каникулы. Ведь если заранее не спланируешь, не купишь билеты, не подготовишь родителей к расставанию с детьми, а детей к роли самостоятельных путешественников, так с места и не тронешься. Проще всего заказать готовую экскурсию. Благо их сегодня много предлагается, качественных, профессиональных, разнообразных по тематике. Но чтобы совместная поездка действительно стала событием в жизни ребенка, ее необходимо особым образом подготовить и провести. Конечно, нет универсальных рецептов. И все же постепенно формулируются важные принципы организации настоящих образовательных путешествий.

Что такое образовательное путешествие?

Образовательное путешествие – своеобразный урок, проводимый с использованием определенной педагогической технологии. В ходе такого урока, при умелой работе учителя, может произойти преобразование окружающей ребенка среды в ресурс развития его личности. И более того, сам ребенок может это понять и научиться пользоваться этим ресурсом.
В том, как мы обустраиваем и как мы, учителя, предъявляем детям мир вокруг нас, отражается наше мироощущение, миропонимание, мы сами, наконец. Получается, через образовательные путешествия соединяется нить времен.
Путешествие можно считать образовательным:
– если его участники идут не от выслушивания готовых истин к их иллюстрациям, а, наоборот, от личных ощущений и наблюдений путешественников к формированию новых представлений об окружающем мире;
– если путешествие предполагает активную самостоятельную исследовательскую деятельность участников, их личные усилия, переживания, поиски, заблуждения и открытия;
– если путешествие дает школьнику возможность соединить разные виды деятельности в процессе исследования объектов: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск информации, ее анализ, постановку опытов, экспериментирование;
– если путешествие дает ученику свободу выбора источников информации, способов деятельности;
– если путешествие позволяет каждому школьнику выдвигать собственные версии и корректировать их в процессе обсуждения.
Получается, что главная цель образовательного путешествия – самопознание и приращение личности ученика.

Как организовать образовательное путешествие?

Как и любая поездка, поход, образовательное путешествие состоит из трех связанных между собой частей. Это подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов – камеральная обработка добытых материалов и защита результатов путешествия. Если путешествие длительное, промежуточные итоги желательно проводить на самом маршруте.

Подготовка к путешествию

Учитель может сам, без детей, но лучше вместе с учениками определить тему путешествия, исходя из учебного материала, который он проходит с классом в данный период времени. Одновременно с темой важно найти и сформулировать то, что может быть проблемой (идеей) путешествия, размышление над которой увлечет ребенка и даст ему шанс включиться в активное преобразование окружающей жизни.
Тема – это содержательная рамка путешествия, а проблема направлена на осмысление информации, выработку ребенком собственного варианта решения.
Удачная формулировка проблемы не приходит сразу. Чаще она дорабатывается во время самого путешествия и ребятами, и взрослыми. На смену одной идее приходит другая, проблема обрастает свежими вопросами и заданиями.
Путешествие – это жизнь, оно дарит подарки и преподносит сюрпризы по ходу маршрута. Удержать рамки темы и проблемы детям бывает сложнее, чем взрослым. Но тем выше рейтинг тех, кому это удается. И того, кто новую неожиданную информацию сумел упаковать в вопрос-проблему.
Сформулировав хотя бы приблизительно тему и проблему путешествия, составляем маршрутный лист (хорошо бы вместе с учениками). Это педагогический инструмент, который позволяет организовать самостоятельную работу детей.
Ученик, читая маршрутный лист, видит в нем тему, краткую формулировку проблемы и ее развертывание в виде вопросов, ответы на которые предлагается найти во время путешествия. Здесь же перечень мест, которые можешь увидеть, желательна карта. Иногда в маршрутном листе подробно описываются объекты, выбранные для изучения, как их найти. К каждому объекту размещаются задания, позволяющие путешественнику сконцентрировать внимание на отдельном артефакте, проанализировать информацию. В заданиях желательно заложить краткий алгоритм исследовательской деятельности путешественника – «рассмотрите», «узнайте», «сравните», «выберите».
Маршрутный лист может быть построен на интриге: найдите в зале музея (на площади, в городе), определите, где находится...
Ребятам надо объяснить, что при прохождении маршрута им понадобятся определенные знания и умения, причем не только интеллектуальные, но и умение общаться с незнакомыми людьми, ориентироваться в незнакомой обстановке и многие другие.
Если в путешествие включена экскурсия, сведения из нее, акценты, которые расставляет экскурсовод, скорее всего не совсем совпадут с проблемой, зафиксированной в маршрутном листе. К этому тоже надо подготовить ребят: экскурсовод совсем не обязан давать прямые ответы на вопросы маршрутного листа. Но ценность экскурсионного материала от этого ничуть не понижается: он может войти в содержание очередного школьного урока и стать продолжением путешествия.
И наконец, желательно до путешествия подумать о подведении его итогов: как, когда, в какой форме.

Работа на маршруте

Образовательное путешествие предполагает работу детей в малых группах, от трех до девяти человек, в зависимости от возраста участников. Каждая группа путешествует по собственному маршруту, маршруты групп не совпадают или совпадают частично: они могут проходить в различных частях природного заповедника, районах города, в различных музеях или музейных залах, но при этом все равно работать на общую тему и проблему, поставленную перед путешественниками на предварительном обсуждении. Совокупность впечатлений, наблюдений, исследований, совершенных учениками на разных маршрутах, дает возможность изучить проблему многогранно, обсудить различные ее аспекты.
Если ребята только начинают путешествовать и у них еще нет навыков работы с маршрутным листом, навыков исследовательской деятельности, желательно, чтобы каждую группу сопровождал взрослый, основная задача которого организовать работу детей, направить внимание учеников на тщательное разглядывание объекта и его самостоятельное изучение, обеспечить безопасность. Не менее важная задача – научить детей работать в группе, выслушивать партнера по команде, напомнить, что каждый имеет право на собственное мнение и должен уметь аргументированно отстаивать его. Практика показывает, что с этой работой могут справиться ответственные родители.
На маршруте путешественники пользуются разными источниками информации для решения поставленных задач. В маршрутном листе можно порекомендовать ребятам обращаться за консультацией к специалистам, привлекать электронные, библиотечные, архивные ресурсы, беседовать с представителями разных социальных слоев.

Вариант обработки материалов путешествия на маршруте

До более или менее приличного состояния обрабатывать материалы путешествия можно вечерами, для чего дать ребятам специальное время. Чтобы эта обработка была востребована здесь и сейчас, что важно в первую очередь для младших ребят, стоит по итогам дня провести викторину, конкурс, устроить театральное представление. Такое действо, как правило, вызывает большой интерес, и на следующий день сбор материала идет еще более интенсивно. Можно вечером оформлять день путешествия на больших листах и все творения с подписями авторов вывешивать на стенах в месте общего сбора группы
Но не стоит перебарщивать: если есть возможность вечером пойти в театр, послушать интересного человека, поиграть в футбол, попеть песни, то это и надо делать. Главное – чувствовать настроение группы и выделять время для отдыха и для работы.

Защита результатов путешествия

Путешествие не завершено, если не подведены его итоги. Причем итоги путешествия для каждого участника могут отличаться от итогов группы, в которой он работал, и всего путешествия в целом.
Защита – это не отчет о работе и не последовательное изложение увиденного и услышанного на маршруте. Учителю важно организовать проблемное обсуждение. Обычно это диспут, стендовые дискуссии, представление коллекций. Выгодно использовать элементы театрализации, слайд-презентации.
Если у ребят еще нет опыта пространных рассуждений, на защите им удобнее просто отвечать на вопросы маршрутного листа.
Хорошо, если перед защитой учитель вместе с ребятами выработает правила дискуссии и критерии оценивания выступлений.
Предсказать результат обсуждения заранее невозможно. Скорее всего единственно верное решение проблемы не будет найдено. Но зафиксировать варианты – реально.
Самый главный результат – это новые вопросы, появившиеся у путешественников. Чтобы они не потерялись, педагог дает ребятам время записать новые вопросы на отдельных листах. Эти листы вывешиваются на видном месте, входят в сборник работ о прошедшем образовательном путешествии. С них может начаться следующая экспедиция.
После защиты совместным решением педагога и учеников-экспертов каждому участнику путешествия выдается сертификат, желательно с упоминанием главных достижений ребенка.
Итак, мы имеем три этапа образовательного путешествия – подготовку, работу на маршруте и защиту. Не надо растягивать их на долгие месяцы. Если путешествие проходит в школьные каникулы, активная подготовка за неделю до каникул и защита в первую неделю после каникул позволят ребятам и учителю погрузиться в материал, сохранить незабываемые впечатления и попытаться динамично решить поставленные проблемы.

Лариса БЫЧКОВА, Алексей МОЙСЕНКО, Евгения СОКОЛОВА

Рейтинг@Mail.ru