ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ
На всякий случай
Игровые упражнения – одно из самых действенных педагогических средств
для создания психологического комфорта
и мягкой адаптации первоклассников.
Во время игры они учатся взаимодействовать друг с другом, получают навыки командной работы, осваиваются в новой для себя обстановке. А для внимательного учителя наблюдение за играющими детьми даст содержательный диагностический материал.
Я умею
Игра позволяет каждому ребенку заявить о своих увлечениях. Проводить игру можно в классе или на воздухе, рассевшись полукругом.
После короткого объяснения правил дети по очереди изображают при помощи пантомимы свое любимое занятие (катание на велосипеде, рисование, пение). Зрители внимательно смотрят и пытаются отгадать, что им было показано.
Наверняка на первых порах некоторые дети будут стесняться. Для того чтобы подбодрить их и задать тон игре, взрослый ведущий начинает первым.
После того как все желающие продемонстрируют свою пантомиму, полезно бывает несколько минут поговорить о том, зачем человеку знать о своих способностях; может ли каждый из ребят порадоваться за одноклассника; как избавиться от зависти и ревности.
Радуга настроений
В начале и конце учебного дня дети охотно рисуют свое настроение. Если делать это регулярно, для экономии времени можно заранее вырезать с ребятами заготовки в форме цветов, кружков и т.д. Если есть цветная бумага достаточно разнообразных оттенков, сделайте готовые «индикаторы настроения». Но лучше пусть ребята вырежут заготовки из белой бумаги, которые можно будет каждый раз раскрашивать фломастерами в соответствии с именно сегодняшним настроением.
Потом желающие могут объяснить, почему выбрали именно эти цвета. Это поможет педагогу лучше понять состояние детей, а у них появится возможность говорить о своих проблемах и радостях. Кстати, индивидуальное восприятие цветов далеко не всегда совпадает с общепринятой трактовкой: для одного красный символизирует радость, для другого – агрессию.
«Давайте говорить
друг другу комплименты»
Дети встают в ряд, а один из играющих проходит мимо, останавливается около каждого из одноклассников и просит сказать ему что-нибудь приятное. Перед проходом каждого ребенка нужно дать время, когда каждый придумает, что сказать именно этому человеку.
Хорошо, если ведущий обратит внимание детей на то, как радуется тот, в чей адрес они говорят добрые слова.
Круги
В эту игру можно играть в качестве разминки или даже физкультминутки, если в классе достаточно свободного места. Ребята расходятся и по команде ведущего объединяются в группы по два, три, пять человек. Группа должна встать в кружок и крепко обняться.
Ведущему нужно лишь выбирать такое число, на которое делится количество учеников в классе. «Лишних», не вошедших ни в один кружок, оставаться не должно.
Придумываем истории
Дети по желанию разбиваются на группы по четыре-пять человек и придумывают историю по кругу. Каждый произносит по одному предложению. Следующий продолжает, развивая сюжет и вводя новых персонажей.
Для того чтобы история не кончилась слишком быстро или не продолжалась очень долго, нужно заранее оговорить время, например, пять минут. Лучше, если в каждой группе будет присутствовать взрослый – для координации, ведь малыши пока плохо чувствуют границы предложения, и некоторых, особо разговорчивых, придется мягко останавливать, напоминая, что сейчас пришла очередь соседа.
По истечении запланированного времени выбранные от каждой группы дети могут рассказать свои истории остальным.
Это хорошее разностороннее упражнение для развития взаимодействия, чувства языка, чувства времени. Оно служит прекрасной подготовкой для учебной работы по группам.