Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ


Куценко Елена

Страхи первоклассника

На что учителю стоит обратить внимание, чтобы ребенок почувствовал себя более уверенно

Пролетели первые дни сентября, схлынули праздничная суматоха и волнение. В классах с надписями «Первый «А», «Б», «В»…» увяли последние пышные букеты. И почти одновременно с цветочными лепестками блекнут честолюбивые мечты и надежды малышей, только что пришедших в школу. Каких-то две недели назад они были уверены, что в новой, почти взрослой жизни все будет сияющим и безупречным, как новый портфель и все его многообещающее содержимое. Но на деле оказывается, что далеко не каждый школьный день несет с собой праздник.

Мечты и реальность

Давно стали общим местом реплики относительно того, что школа убивает горячее желание учиться и энтузиазм новоиспеченных первоклассников: «Они все так хотят быть хорошими учениками, но уже через несколько месяцев просто ненавидят школу!» Заявление довольно тенденциозное. Множество объективных факторов не позволяет даже самому гениальному учителю массовой школы сохранить у всех детей радужный первосентябрьский настрой до конца выпускного класса. Кто всерьез обращает внимание на психологическую совместимость одноклассников и каждого отдельного ребенка с учителем? Кто имеет возможность влиять на наполняемость класса в зависимости от психолого-педагогических, а не формально-административных факторов? Какому счастливчику позволено принимать лишь детей, психологически готовых к школе (не умеющих читать-писать, а достаточно зрелых, чтобы занять позицию ученика!)? То есть учитель к первому сентября имеет то, что имеет: двадцать пять, а то и тридцать собранных по случайному принципу детей, создать для каждого из которых идеально комфортные образовательные условия невозможно.
С другой стороны, сетования о жестоко погубленных детских надеждах не состоятельны, потому что надежды и мечты ребенка о том, как он станет первым учеником, не подкреплены ни готовностью к школьной работе, ни хоть сколько-нибудь серьезной мотивацией.
Так что разочарования от столкновения со школьной реальностью неизбежны. Но взрослые, окружающие первоклассника, безусловно, могут и должны сократить их до возможного минимума. Поэтому прежде всего нужно хорошо представлять себе реальные факторы, которые отравляют жизнь первокласснику.

Жизнь по новым правилам

Некоторые дети отчаянно боятся сделать что-то, не соответствующее школьным требованиям: опоздать, забыть тетрадь или ручку, неточно выполнить распоряжение учительницы. Обычно это дети слишком строгих или очень тревожных родителей. От волнения и предчувствия неудачи все валится из рук, и худшие опасения раз за разом оправдываются. Некоторые малыши даже после нескольких дней в школе нетвердо помнят, где находятся туалеты, столовая, раздевалка. Дискомфорт усиливается тем, что они стесняются спросить об этом. Кого-то пугает большое количество более старших ребят, носящихся по коридору во время перемены.
Учитывая состояние таких детей в первые недели, а то и месяц-другой, в классе лучше поддерживать мягкую, почти домашнюю атмосферу. Без раздражения, а как само собой разумеющееся напоминать правила поведения в классе и школе, сглаживать неловкости и ошибки. Ребенок, забывший альбом или карандаш, заблудившийся на перемене в первые учебные дни, потерявший сменную обувь, может испытывать ужас и отчаяние, которые трудно представить взрослому. Не стоит упрекать робких и тревожных детей, особенно в первое время.
Разумеется, учителю первого класса хочется как можно скорее привести «весь этот детский сад» в рабочее состояние, ввести в курс школьной жизни, подтянуть всех к единому темпу работы. Это тяжелый и кропотливый труд, но в его процессе хорошо бы «не потерять» неуверенных в себе детей, которые в этом случае превратятся в эдаких осликов Иа-Иа.

Бремя родительских ожиданий

Еще один малышовый страх, пожалуй самый распространенный, заключается в том, что ребенок панически боится не оправдать ожиданий родителей. Папы и мамы, бабушки и дедушки задолго до поступления ребенка в школу активно обсуждают с родственниками и знакомыми высочайший уровень его подготовки. Они из самых лучших побуждений, конечно, прочат ему карьеру круглого отличника и с гордостью обсуждают будущие перспективы. Как правило, такие ожидания налагают на маленького ученика непосильное бремя обязательств. Он не имеет права на ошибку и изначально становится заложником родительских амбиций. К счастью, отметки в начальной школе ставить уже не нужно. При этом лучше избегать и отметочных суррогатов – смайликов, солнышек-птичек-рыбок. Пусть у родителей не будет поводов подсчитывать какие бы то ни было значки и сравнивать своего ребенка с другими.
Хорошо бы поговорить о вреде завышенных ожиданий на первом родительском собрании. Но не впрямую (амбициозные люди редко признаются в ошибках), а к слову упомянуть о «поучительном случае из своей практики», когда близкие своими ожиданиями довели первоклассника до нервного срыва, например. Может, кто и перестанет изводить ребенка своими требованиями.

Лидеры и аутсайдеры

Очень болезненно большинство детей переживают становление неформальной иерархии в классе. Привыкшие к лидерству боятся его потерять и всеми силами утверждаются в новой группе. Робкие и малообщительные переживают разрыв старых привязанностей и боятся, что с ними никто не будет дружить. Одним словом, первые недели в любом первом классе – это непрекращающаяся игра в «Царя горы», иногда довольно жесткая. Совсем прекратить этот процесс учителю вряд ли удастся, а вот сделать его более мягким можно попробовать. И параллельно пресечь попытки разделения класса на агрессоров и изгоев. Ибо несостоявшиеся лидеры могут искать утешения в травле самых безответных.
Это нелегкая задача: часть детей пришли из детского сада и уже знакомы с жестким законом джунглей, среди других наверняка будет несколько домашних, привыкших быть единственным объектом заботы всех окружающих. Чтобы неформальные группы сложились более или менее мирно, потребуются усилия и учителя, и родителей. Хорошо бы насытить первые недели поездками в парк, прогулками, играми без жесткого соревновательного духа. У энергичных детей, таким образом, будет повод проявить себя без унижения окружающих, а тихони получат возможность продемонстрировать интересные для других способности (умение рассказывать, фотографировать, шевелить ушами на худой конец). Если в классе есть дети, подходящие на роль жертвы, хорошо бы кто-то из семьи поддержал их шаткий авторитет среди одноклассников. Ребенка, чей папа умеет разжигать костер и играет в футбол, обижать будут явно меньше.
Даже самый опытный и внимательный учитель не в состоянии уследить за всем, что происходит в классе. И уж тем более точно знать, что происходит в душе у каждого ребенка. Поэтому для своевременной диагностики страхов и трудностей хорошо бы привлечь родителей. Вместе с ребенком они могут дома играть в школу, инсценировать события сегодняшнего дня с пальчиковыми куклами (но не приставать с прямыми расспросами). И если учитель объяснит суть своих опасений, проявит искреннюю заинтересованность и готовность работать с проблемой, то родители признают в нем союзника. И это пойдет на пользу прежде всего ребенку, который не останется один на один со своими страхами и разочарованиями.

 

Рейтинг@Mail.ru