Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОХОДНОЙ БАЛЛ


Чибисова Марина

Репетируем экзамен

Пугающую и незнакомую процедуру можно сделать понятной

С психологической точки зрения важны не только знания и методика подготовки, но и эмоциональное состояние всех, кто вовлечен
в процесс подготовки к ЕГЭ.
Уже давно в педагогике не является открытием тот факт, что эмоциональное состояние оказывает значительное влияние на успешность деятельности. Не случайно мы так стремимся создавать детям ситуации успеха. Взрослые и дети, вовлеченные в процесс подготовки к ЕГЭ, также нуждаются в психологической поддержке, осуществить которую может не только психолог, но также и классный руководитель, и учитель-предметник, и даже сам родитель.

Прежде всего необходимо проговорить, обсудить с ребятами сам экзамен. К сожалению, мы чаще рассказываем детям про ЕГЭ, чем слушаем то, что они уже знают. Мониторинг, проведенный психологами школ Южного округа г. Москвы под нашим руководством, показал, что даже дети, имеющие опыт сдачи пробных экзаменов, недостаточно знают о требованиях и возможностях ЕГЭ. Поэтому хороший результат дает самая обычная дискуссия об этом экзамене.
Мы предлагаем обсудить на ней такие вопросы:
1. Что ты знаешь про ЕГЭ (на этом этапе, после того как дети выскажутся, можно что-то добавить или прояснить)?
2. Что может дать тебе этот экзамен (необходимо, чтобы ребенок нашел для себя какой-то личный смысл в ЕГЭ)?
3. Какие твои сильные стороны могут тебе помочь при сдаче ЕГЭ? (Этот вопрос имеет очень важное поддерживающее значение, и выделенные ребенком сильные стороны могут быть абсолютно разными: я общительный, значит, мне будет не так трудно в незнакомой ситуации и т.д.)
Аналогичная дискуссия может проводиться и с педагогами. В ходе нее очень важно обсудить, какие имеющиеся наработки могут помочь педагогу подготовить ребенка к ЕГЭ, какие ресурсы имеются у самого педагога.
В работе с детьми и родителями очень важно предоставить как можно больше информации о ЕГЭ. Наш опыт показывает, что продуктивной формой работы является просмотр видеозаписей. Такие записи имеют постановочный характер, поскольку запись реального экзамена невозможна. Это позволяет отобрать наиболее существенные моменты процедуры экзамена и отразить их в записи. Мы, например, делаем записи таких элементов экзамена:
1. Общая ситуация экзамена: обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т.д.
2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т.д.
3. Раздача конвертов с материалами экзамена.
4. Начало работы: заполнение бланков и т.д.
Эти видеозаписи могут демонстрироваться как выпускникам, так и родителям (например, во время родительского собрания). После просмотра можно обсудить возможные трудности и ресурсы процедуры.
Необходимо отметить, что просмотр видеозаписей способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается понятной.
Еще одним эффективным методом знакомства с процедурой ЕГЭ является игра-драматизация. Это проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале (юмористическом или общеизвестном). В такой игре ребенок или родитель в эмо-
ционально комфортной и безопасной форме осваивает основные элементы процедуры экзамена. Знакомое и/или юмористически окрашенное содержание создает благоприятную атмосферу. Игра максимально точно воспроизводит основные процедурные моменты экзамена (задания вложены в конверты и т.д.). Например, мы используем «настоящие» экзаменационные бланки. Вот варианты заданий, которые можно использовать в такой игре:
А1. У кого из литературных персонажей в голове были одни опилки:
1) Карлсон. 2) Винни-Пух. 3) Гарри Поттер. 4) Курочка Ряба.
В1. Кто из героев сказки «Репка» оказал решающее влияние на итоги сбора урожая?
Такие задания можно придумать самим или предложить это сделать детям.
В результате этих упражнений совершенно не нужно стремиться сделать выпускников или их родителей горячими сторонниками ЕГЭ. Самое главное, чтобы они могли прочувствовать, что это не абсолютный ужас, а трудная ситуация, справиться с которой им по силам.

 

Рейтинг@Mail.ru