Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОХОДНОЙ БАЛЛ


Артасов Игорь

И предмет знать, и тесты сдать!

Опыт, который будет полезен в организации эффективной подготовки к ЕГЭ

В старшей школе начало учебного года – это еще и старт длительной подготовки к ЕГЭ. Понятно, что успех этой работы во многом определяется тем, насколько грамотно она спланирована и организована. Очевидно, например, что в профильном классе подобная деятельность должна строиться иначе, чем в общеобразовательном, что важно научить старшеклассников не только выполнять тестовые задания, но и управлять своим психологическим состоянием… Как же учесть все значимые факторы, чтобы «на выходе» ребята получили прочные знания и умели правильно ответить на вопросы КИМов?

В нашей школе в течение нескольких лет ведется экспериментальная работа по предпрофильному обучению в основной школе и профильному обучению в старшей школе. Жизнь заставляет нас все больше заниматься вопросами подготовки учащихся к ЕГЭ. В результате сложилась система такой подготовки, в которой можно выделить два направления.

Подготовка к ЕГЭ профильных классов

Первое из направлений охватывает тех учащихся, для которых сдаваемый предмет (в моем случае – история и обществознание) является профильным. Достаточное количество часов на изучение этих предметов дает возможность работать с учащимися в рамках основного школьного курса. Подготовку к ЕГЭ с этими учениками мы осуществляем на практических занятиях, на которые отводится по 2 спаренных часа в неделю для каждой группы (профильный класс разбивается для практикума на две группы по 13–14 человек). Темы практикумов примерно соответствуют темам уроков, но проводятся через некоторое время (1–2 недели) после соответствующего урока. Практикум, как правило, проходит в несколько этапов.
Сначала все работают с заранее приготовленным раздаточным материалом, включающим задания ЕГЭ части С. В раздаточный материал по возможности включаются все типы заданий, которые вообще можно найти в части С, то есть задания на анализ источников, на обобщенную характеристику и систематизацию, сравнение, анализ и др. Раздаточный материал может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся дается время на письменное выполнение задания, а затем кто-то из них выходит к доске для ответа. В случае затруднения остальные учащиеся помогают отвечающему.
Заканчивается каждое практическое занятие написанием тестов по данной теме. Эти тесты составлены на основе заданий частей А и В единого государственного экзамена. По итогам написания тестов каждый учащийся получает оценку (для тех, кто отвечал у доски по заданию из части С, она становится уже второй).
По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут контрольную работу на основе ЕГЭ (рассчитанную также на 2 часа), состоящую из заданий частей А, В и С, но включающую только материал по пройденному разделу. После проверки работы учитель обязательно делает анализ ее выполнения, выявляя те типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего. Затем он отрабатывает выполнение этих типов заданий на специальных занятиях или во внеурочное время и дает учащимся выполнить еще одну или несколько работ, включающих только такие задания. Для удобства анализа контрольной работы по определенному разделу курса при ее составлении желательно разработать мини-кодификатор этого раздела, то есть сделать так, чтобы однотипные задания в разных вариантах стояли под одними и теми же номерами.

Подготовка к ЕГЭ непрофильных классов

Второе направление подготовки учащихся к ЕГЭ охватывает тех из них, кто учится не в профильных, а в общеобразовательных классах, и тех, кто учится в профильном классе, не включающем углубленное изучение истории, но решил ее сдавать в форме ЕГЭ. Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне просто невозможно. Но готовить их надо, потому что такие ученики обязательно находятся. В результате работы по их подготовке был накоплен определенный опыт, на основе которого мною была составлена программа элективного курса «Подготовка к единому государственному экзамену по истории России» для учащихся 11 классов. Данный курс направлен прежде всего на формирование у учащихся тех навыков, которые необходимы именно для успешной сдачи единого государственного экзамена. На занятиях учащиеся знакомятся с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ. Большое место занимает также практическое выполнение заданий.
Такова общая схема подготовки к ЕГЭ. Два указанных направления, как видно, отличаются друг от друга тем, что в первом из них приоритет отдается изучению самого исторического материала. Формированию навыков, необходимых для успешной сдачи экзамена (вплоть до знакомства с бланком ответов ЕГЭ и тренировки по правильному его заполнению), в этом случае также придается большое значение, но все же на первом месте стоит изучение истории. Во втором направлении за основу берется работа именно по формированию навыков, а исторический материал играет скорее вспомогательную роль, хотя, конечно, все равно в ходе работы происходит его повторение и закрепление. Идеальным вариантом можно считать ситуацию, когда есть возможность подготовить учащихся по обоим направлениям.

Подготовить к ЕГЭ можно, если…

Существуют принципы, которым желательно следовать. По крайней мере мой личный опыт показывает, что учет этих принципов ведет к успеху.
Во-первых, работа по первому из указанных направлений должна осуществляться на высоком для детей уровне трудности. Это значит, что не нужно бояться включения в задания для работы на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса. Принцип «высокого уровня трудности» сформулировал еще Л.В.Занков, считавший, что этот принцип «характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», но прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо». То есть вопросы должны строиться так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы порассуждать (возможно, с помощью учителя). Тогда будет идти развитие мышления. Для сдачи ЕГЭ развивать мышление таким образом очень важно. Если ученик научится рассуждать, то даже вопрос по плохо знакомому материалу на ЕГЭ не окажется для него «смертельным». Рассуждения приведут его к ответу, он «выжмет» из этого вопроса с помощью рассуждений максимально возможный балл. Поэтому не нужно бояться вопросов, например, о причинах, последствиях исторических событий и явлений, даже если такой вопрос выведет детей сразу на несколько логичных, но не предусмотренных программой ответов. Например, очень интересно может происходить обсуждение вопросов о последствиях монгольского ига, о причинах опричнины и т.д. Учитель может услышать десятки ответов. Главное, чтобы он сам оказался компетентен в этих ответах: мог отделить верные от неверных, указать ученых-историков, выдвинувших аналогичные точки зрения по данному вопросу. Впрочем, даже если учитель и не сумел в чем-то разобраться, то его, безусловно, должна спасти атмосфера взаимопонимания между ним и учениками, царящая в классе и созданная, кстати говоря, им самим.
Нужно также сказать о так называемых «мелочных» вопросах, которые также можно отнести к разряду трудных. В ЕГЭ, конечно, таких вопросов быть не должно хотя бы потому, что не должна судьба молодого человека зависеть от того, знает ли он, как звали одного из первых русских живописцев – монаха Киево-Печерского монастыря или кто был митрополитом в 1474 году. Такие вопросы не проверяют знания основ исторической науки. Но в учебных целях во время практических занятий в профильных классах такие вопросы очень даже уместны (хотя, конечно, их не должно быть много). Если существует определенная система работы с учащимися, то такие вопросы задают своего рода «планку», ниже которой учащиеся при подготовке к очередному практическому занятию не должны опускаться. Не нужно бояться перегрузить память учащихся излишней информацией (откуда нам знать, какая для них окажется излишней) – нужно бояться недодать необходимой.
Во-вторых, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, то есть соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе (например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приемы успешной сдачи экзаменов. – М., 2004), а может составить сам. Нужно учитывать, что работа учителя с заданиями, составленными им самим, проходит, как правило, эффективнее, чем с заимствованными из методической литературы. И даже если задание заимствовано, то необходимо хорошо продумать каждый этап работы с ним, а если этого требует общая логика работы на уроке, то что-то изменить.
В-третьих, для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
В-четвертых, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися, и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
В-пятых, очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
В-шестых, за 2–3 месяца перед экзаменом напряженность подготовки должна достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряженная работа должна прекратиться – учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.
И наконец, в-седьмых, при решении тестов (в частях А и В) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечетких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как правило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

Рейтинг@Mail.ru