Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР


Жевлакова Мария

Управление изменениями: как применить этот подход в школе и в классе

От ощущения неудовлетворенности до «выхода на конструктив»

В последние годы в нашей стране стала более активно стимулироваться инновационная деятельность школ. Но в большинстве образовательных учреждений изменения если и происходят, то очень незначительные. Почему так?
Во-первых, школа устала от перманентных реформ с сомнительными результатами, во-вторых, у директоров школ часто не хватает управленческих компетенций для запуска процесса развития школы. Чтобы успешно решать подобные задачи, руководителям образовательных учреждений требуется серьезная консультационная и методическая поддержка. Проблема в том, что центров, готовых оказать подобную помощь, в России на сегодняшний день крайне мало. Один из них – Санкт-Петербургская общественная организация ОСЭКО, которая с 2005 года ведет работу по долгосрочной программе поддержки педагогических инициатив «Школа Завтра».

С чего начинаются перемены?

Как правило, с ощущения неудовлетворенности. Если педагоги уверены, что в их школе дела идут как нельзя лучше, зачем что-то менять? Но наш опыт показывает, что есть большое количество школ, где учителя ощущают неудовлетворенность результатами своего труда и положением дел в образовательном учреждении в целом. Правда, причины неудовлетворенности часто не осознаются. Бывает и так, что источник всех бед учителя видят во внешних по отношению к ним вещах, говорят, к примеру: «Основная проблема в том, что дети не хотят учиться», «…родители не желают принимать участие в жизни школы». В таких случаях, как правило, возникает запрос на «волшебное» средство: «Как бы сделать так, чтобы я продолжал вести уроки в том же ключе, что и раньше, а дети стали бы меня внимательно слушать?»
С нашей точки зрения, это тупиковый подход, поскольку подобных средств не существует. Чтобы изменить дела к лучшему, педагогу нужно переформулировать вопрос, например, так: «Что я должен делать по-другому, чтобы детям стало интереснее учиться?» Ведь говоря о неудовлетворенности результатом своего труда, учитель фактически расписывается в том, что он работает недостаточно эффективно. Но признать эту вроде бы очевидную вещь совсем не просто. Это болезненный процесс для любого профессионала, особенно для учителя, которого сложившаяся система взаимоотношений в образовании настраивает на то, что он не должен ошибаться. А для того чтобы изменить привычную установку, требуется дополнительная внутренняя работа. Задача внешних консультантов, в частности центров, занимающихся сопровождением педагогических инициатив, – помочь учителям встать на этот путь и пройти его без психологических травм.

Примеры решения

Осознание собственных недоработок – штука неприятная, и оставлять учителя в состоянии сильного недовольства собой надолго нельзя. Необходим «выход на конструктив». Но как его осуществить? Во-первых, необходимо помочь учителям в анализе причин, породивших проблемную ситуацию. Возможно, например, что родители не хотят участвовать в школьных делах потому, что им предоставляется слишком мало информации о школе? Или в школе сложилась непрозрачная система оценивания? А может быть, дети и родители не доверяют педагогам?.. Во-вторых, найти те средства и методы, с помощью которых возможно разрешить проблему.
Когда проблема кажется слишком сложной, необходимо повысить уверенность педагогов в своих силах и укрепить мотивацию. В этом случае имеет смысл показать, что существуют способы, позволяющие достичь желаемого результата, есть примеры учителей, которые уже справились с аналогичными проблемами.

Зачем я работаю?

Особое значение имеет работа по прояснению собственных смыслов и ценностей. К сожалению, большинство людей почти никогда не задумываются над вопросом: что является для меня самым главным в моей профессиональной деятельности? Педагоги здесь не являются исключением. Учитель многое делает интуитивно, и в этом нет ничего плохого, но чтобы встать на путь профессионального развития, избирательно, осмысленно подходить к выбору стратегии и методов взаимодействия с детьми, надо ясно понимать собственные приоритеты. По-настоящему изменить что-либо в своей профессиональной деятельности педагог сможет только в том случае, если он будет это делать осознанно.
Поэтому работа по сопровождению профессионального развития педагогов обязательно должна включать в себя специальные упражнения, которые нацелены на осознание ценностно-смысловых ориентиров. К примеру, в одном из подобных упражнений учителям надо подумать над вопросом: «Зачем я работаю?» Как правило, участники семинара (тренинга) называют самые разные мотивы: «самореализация», «чтобы заработать деньги», «чтобы самоутвердиться»… Во время обсуждения названных стимулов ведущий старается подвести участников к тому, чтобы они увидели «другую сторону» мотивации: рядом с педагогом всегда присутствует другой человек – ребенок. Здесь уместна аналогия с врачом, который тоже постоянно имеет дело с другими людьми, помогая им быть здоровыми. А учитель в чем помогает ребенку? И вообще, всегда ли он видит рядом с собой другого человека? Размышляя над этим, учителя высказывают различные мнения и таким образом расширяют общее ценностно-смысловое пространство.
Пожалуй, самый сложный момент в прояснении профессиональных смыслов состоит в том, что педагог иногда не видит различия между продекларированными и реально реализуемыми ценностями. К примеру, каждый учитель скажет, что ребенок для него – главная ценность, а так ли это на самом деле?
Оказывается, существуют методики, позволяющие приблизиться к осознанию реального положения дел. К ним относится, к примеру, проигрывание сюжетов, где учитель оказывается в роли ученика или родителя, а также организованное особым образом обсуждение различных стилей ведения урока. Скажем, группе учителей дается несколько фотографий с уроков, проводившихся в разных классах. На первом фото видно, что в классе создана атмосфера свободного диалога: действующие лица настолько непринужденны, что сразу даже трудно понять, кто здесь учитель. На другой фотографии запечатлен традиционный урок, где дети чинно сидят за партами. В каком из этих классов хотелось бы работать участникам семинара? Кто-то говорит: «Конечно же, я выбираю свободную, незаформализованную обстановку! Она благоприятна для того-то и для того-то». Но, как правило, в группе находятся и те, кто не разделяет подобной точки зрения: «Да вы что? Дети же будут разговаривать друг с другом! Как там поддерживать дисциплину?!» Бывают еще более радикальные суждения: «В принципе на второй фотографии нормальный класс, но было бы еще лучше, если ребят рассадить за парты по одному». Выслушивая разные аргументации, учитель определяется, какая позиция ему ближе, и нередко в той или иной степени корректирует свои взгляды.

Ограничение по целям

Когда суть проблемы становится ясной, перед учителями встает извечный вопрос: что делать? Распространенная ошибка здесь – установка на глобальную цель. Если, к примеру, у школьников снижен познавательный интерес – ставится задача повысить учебную мотивацию во всех классах. Результатом такого подхода может стать разочарование учителя как в своей работе, так и в идее школы для ребенка.
Чтобы педагог мог увидеть позитивный результат, необходимо ставить реалистичные цели. Например, в течение двух лет изменить мотивацию к учебе у определенной группы детей или, скажем, взять два шестых класса и подумать, как перестроить процесс учебного взаимодействия с ними.
Учебные программы «Школы Завтра» достаточно просты для того, чтобы участники семинаров могли воспроизвести освоенные методики на занятиях в своей школе. Многие педагоги делают это и получают неплохие результаты, как, к примеру, классный руководитель одной из санкт-петербургских школ. В ее классе большинство учеников составляли мальчики из категории «проблемных». Интерес к учебе у них был, как говорится, на нуле. Так вот, пройдя обучение в «Школе Завтра», педагог решила попробовать применить новый прием. Она предложила ученикам ставить себе цели на день и на неделю. Ребята сами формулировали эти задачи в письменной форме. Как и следовало ожидать, цели были совершенно разные, но все были направлены на позитив. Один ребенок говорил: «Я хочу получить пятерку по географии», другой: «Я хочу лучше вести себя на уроках». А в конце недели каждый ученик проводил анализ спланированной им деятельности: что достигнуто, над чем нужно еще поработать?
Чтобы у детей появился интерес к учебе, необходимо предоставить им возможности для подобного разделения ответственности и самоконтроля.
В результате в течение четверти успеваемость в классе улучшилась на 40–50 процентов.
Проект «Общественное признание»
Но удачная работа класса с целеполаганием – это еще не системные изменения в школе. Бывает, конечно, что небольшой новаторский шаг одного педагога оказывает влияние на всю школьную жизнь, но так происходит далеко не всегда. Как показывает практика, методическое сопровождение инициатив отдельных учителей чаще всего дает локальный результат. Гораздо большего эффекта можно достигнуть, если работать со школьными командами, куда входят несколько педагогов и обязательно хотя бы один представитель администрации, в идеале – директор.
Подобная деятельность в рамках программы поддержки педагогических инициатив была начата в прошлом году с запуска проекта «Общественное признание». Участие в проекте предполагает, что школа выберет одно из пяти направлений развития: активизацию обучения (организация разнообразной деятельности учеников на уроке, развитие умения учиться, использование диалоговых и групповых форм работы); развитие системы отношений, отвечающей ценностям гражданского общества; создание усилиями взрослых и детей комфортной и развивающей образовательной среды; совершенствование системы управления в соответствии со сложившейся международной и отечественной практикой; развитие и повышение компетентности педагогического коллектива.

Методика «Рентгеновский снимок»

Понятно, что инструментария, который используется, к примеру, для активизации обучения на занятиях конкретного учителя в конкретном классе, недостаточно для осуществления изменений на уровне школы. Здесь требуется специфический «набор средств». Очень важно, например, овладеть тонкими методиками самодиагностики. К сожалению, оценка и самооценка работы школы очень часто проводятся формально. Например, педагоги говорят: «У нас существует 20 профильных программ, 50 компьютеров, 210 учителей высшей квалификации, мы участвуем в инновационном проекте…» Но само наличие красивых программ и проектов еше не гарантирует развития. Чтобы понять истинную ситуацию, необходимо использовать менее формализованные методики самодиагностики, в частности специальные опросы детей, родителей, педагогов. Хорошо себя зарекомендовала методика под названием «Рентгеновский снимок», где учителя пытаются нарисовать свое образовательное учреждения, используя аналогию с живым организмом. Рисунок должен ответить на вопросы: кто или что у нас выполняет роль мозга, рук, защитную функцию?..
Когда в инновационный процесс вовлекается все образовательное учреждение, в педколлективе неизбежно находятся люди, которые начинают сопротивляться изменениям. Значит, сторонникам перемен надо научиться преодолевать это сопротивление. Важно также освоить методы привлечения на свою сторону колеблющихся и скептически настроенных коллег.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что эффективно проводить изменения могут только те учителя, которые не боятся показывать истинное положение дел в школе и открыто говорить о собственных затруднениях.

Рейтинг@Mail.ru