Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Олимпиады с видом на вуз

Определен перечень учебных состязаний, дающих право на льготное поступление в учреждения высшего профессионального образования

С 2009 года победители и призеры олимпиад школьников будут пользоваться льготами при поступлении в вузы. По прогнозам министерства доля таких абитуриентов составит 10–15% от общего числа.
Перечень олимпиад, которые дают право на льготы, поручено составить общественной организации – Российскому совету олимпиад школьников. Совет был образован пять месяцев назад. А накануне нового учебного года в здании Фундаментальной библиотеки МГУ им. Ломоносова состоялось заседание, на котором были подведены первые итоги его работы.

Гуманитариям опять не повезло

В составе совета – 18 экспертных комиссий по разным общеобразовательным предметам. Комиссиям была представлена 231 заявка на проведение олимпиад, из них на момент заседания было отобрано 106. (Заметим, что Всероссийская олимпиада школьников в этот список не входит, формат и сроки ее проведения остаются прежними.)
Олимпиады планируется проводить ежегодно, с 1 сентября по 15 мая, как по общеобразовательным предметам (математика, информатика, химия и другие), так и по целым комплексам дисциплин – по естественным, гуманитарным и социальным наукам, экономике и управлению, здравоохранению, культуре и искусству.
Профиль некоторых олимпиад выходит далеко за рамки базисного учебного плана: например, если олимпиада по экономике или праву соотносится с обществознанием, в курсе которого изучаются эти темы, то олимпиада «Инновационные технологии и материаловедение», организуемая Московским институтом стали и сплавов, или олимпиада по журналистике, проводимая МГУ им. Ломоносова, не имеют школьных аналогов и по своим задачам ближе к профессиональным конкурсам.
В общем ряду выделяется олимпиада по Основам православной культуры, в числе организаторов которой выступили Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский государственный гуманитарный университет.
Не все специалисты удовлетворены соотношением дисциплин, по которым проводятся олимпиады. Так, по мнению академика РАН Александра Чубарьяна, «не повезло гуманитарным и социальным наукам». Действительно, они составляют около 40% от общего числа, все остальные приходятся на долю точных и естественных дисциплин. Но, наверное, это закономерно в стране, где математика и другие точные науки находились в сфере особого внимания государства и первая олимпиада школьников, состоявшаяся в 1934 году, была именно математической.

Критерии отбора

По словам председателя Совета олимпиад школьников ректора МГУ Виктора Садовничего, главным критерием отбора олимпиад стали качество и творческий характер заданий.
При этом отсев проводился невзирая на рейтинг и престиж вуза, в итоге были отклонены заявки некоторых маститых вузов. Например, отвергли заявку ГУ-ВШЭ на проведение олимпиады по психологии и заявку МГУ на олимпиаду по праву. Правда, эти вузы все равно попали в окончательный перечень как организаторы интеллектуальных соревнований по другим дисциплинам.
После содержательной и методической экспертизы члены совета должны были разделить олимпиады на три уровня.
К олимпиадам первого, самого высокого уровня отнесены те, в которых принимают участие не менее 3000 школьников из 30 и более субъектов РФ. Требования ко второму уровню – не менее 1500 школьников из 15 и более регионов. К третьему – 300 подростков из трех территорий. Общими для всех уровней являются сроки проведения олимпиад – на протяжении двух и более лет до момента подачи заявки.
Решением совета к первому уровню было отнесено 27 олимпиад, ко второму – 8, к третьему – 80.
У многих членов совета еще остаются сомнения по поводу правильности критериев, на основании которых было произведено это распределение.
Некоторые считают их чересчур жесткими и призывают снизить требования по числу регионов. Виктор Садовничий предложил сократить количество олимпиад за счет дублирующих. И тогда из нескольких олимпиад, организуемых разными вузами по одному и тому же предмету, останется одна, проводимая целым консорциумом университетов.
Принцип «лучше меньше, да лучше» разделяет и министр образования и науки Андрей Фурсенко, по мнению которого, «сложно сохранить качество при большом охвате» и «есть огромная опасность в том, что олимпиады, став массовыми, нивелируются и превратятся в формальное мероприятие».
По его словам, в регионах совсем немного математических и других профильных школ, а также специалистов, способных подготовить большое количество олимпиадников.
Иначе думает заместитель министра образования и науки Исаак Калина. Он убежден, что «количественные критерии очень важны» для того, чтобы «олимпиады не превратились в придворные».
Выступая на встрече с представителями региональной прессы в августе этого года, И.Калина сравнил ЕГЭ с «фильтром грубой очистки», а олимпиады – с «фильтром тонкой очистки», позволяющим отобрать наиболее одаренных абитуриентов для элитных вузов.
По словам народного учителя СССР Леонида Мильграма, «олимпиады – источник возрождения интеллигенции в стране и хорошее противоядие против ЕГЭ».
Оправдают ли олимпиады надежды и замыслы организаторов или постепенно превратятся в очередную лазейку для любителей коррупции?

Как нивелировать риски?

Отвечая на этот вопрос, А.Фурсенко подчеркнул, что «такая опасность существует, но думается, она невелика, потому что олимпиада – это творческое многоуровневое испытание». Лучшим способом профилактики нежелательных явлений он считает «открытость и абсолютную прозрачность» всех этапов проведения интеллектуальных соревнований, исключающих «возможности использовать боковой ход».
«Оценивают результаты олимпиад уважаемые люди, на которых трудно повлиять», – отметил министр.
Действительно, в составе нынешнего Совета олимпиад школьников – известные ученые, председатели Советов ректоров различных федеральных округов, крупные государственные и общественные деятели, представители бизнес-элиты: президент Российского научного центра «Курчатов-
ский институт», секретарь Общественной палаты Евгений Велихов, помощник Президента РФ Джахан Поллыева, президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, директор Государственного Эрмитажа, председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева РАМН, президент Лиги здоровья нации Лео Бокерия  – всего 71 человек.
Экспертные комиссии, отвечающие за оценку и отбор олимпиадных заданий по тем или иным предметам, также возглавляют ведущие специалисты – академик РАН А.Черепащук (физика), профессор С.Тер-Минасова (иностранные языки), директор Института биохимии и физиологии микроорганизмов имени Г.К. Скрябина А.Боронин (биология).
По словам В.Садовничего, в совете должны быть люди не только известные, но и совестливые, основными принципами деятельности которых являются «компетентность, объективность, гласность, соблюдение норм профессиональной этики». Так записано в приказе Минобрнауки от 22 октября 2007 г. № 285.
Кроме того, в этом документе перечислен ряд мер, так или иначе противодействующих «боковым ходам». В частности, предусмотрено, что если отборочные туры могут проводиться в заочной форме, то заключительные – обязательно в очной. Дипломы победителей и призеров олимпиад утверждаются Минобрнауки, подлежат строгому учету, а организаторы олимпиады обеспечивают заказ, хранение и учет бланков этих документов, дающих право на льготное поступление в вуз. И в данном случае предусматривается три варианта.

Льготы для победителей

Во-первых, победители и призеры олимпиад могут быть приравнены к лицам, набравшим максимальное количество баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады.
Во-вторых, зачислены в вуз без вступительных испытаний – на специальность, соответствующую профилю олимпиады.
В-третьих, победа или призовое место в олимпиаде может быть приравнено к успешному прохождению дополнительного испытания, например, творческого или профессионального характера. (Как мы уже отмечали выше, такие олимпиады в перечне есть.)
Выбор одного их трех путей зависит от решения вуза.
Правда, в министерских документах не уточняется, результаты олимпиад какого уровня обязан учитывать вуз, но если он принимает дипломы победителей соревнований третьего уровня, то, значит, должен принимать и призеров двух предшествующих.
Например, это касается МГУ, который организует Ломоносовскую олимпиаду III уровня.
В этой связи В.Садовничий высказал опасение, что олимпиадники займут все бюджетные места и конкурс будет проводиться только между ними. Такая ситуация сложилась в этом году на некоторых факультетах МГУ (всего, по свидетельству ректора, в вуз были зачислены около 3500 победителей и просто участников различных олимпиад, в том числе организуемых самим вузом).
Но как подчеркнул ректор ведущего университета страны, олимпиады необходимы не только для поступления в вуз, но и для мотивации молодых людей к научной деятельности.
Поэтому слеты победителей олимпиад школьников В.Садовничий предложил проводить в рамках ставших уже традиционными Фестивалей науки.
Андрей Фурсенко считает важным поощрять не только победителей и призеров олимпиад, но и педагогов, которые их учат.
По его словам, участие школьников в олимпиадах является одним из критериев отбора лучших учителей в рамках нацпроекта, этот показатель также учитывается при распределении стимулирующих надбавок к зарплате.
Не менее важны и моральные стимулы, поэтому, по мнению А.Фурсенко, «надо рядом с именами победителей олимпиад публиковать имена и фамилии педагогов, которые их подготовили».
Составят ли олимпиады достойную конкуренцию ЕГЭ или превратятся в его продолжение со всеми известными издержками, включая коррупцию? Станут ли они источником возрождения интеллигенции и формой отбора одаренных абитуриентов или, наоборот, создадут препятствия для их выявления? На эти и другие вопросы мы получим ответ не ранее, чем через год, когда будут подведены первые итоги олимпиад.
Но как заметил А.Фурсенко в своем выступлении перед журналистами, «в большинстве вузов стоит проблема не как отобрать самых достойных, а как найти достаточное количество студентов», и такая ситуация, в силу демографического кризиса, по его прогнозам, продлится не менее пяти лет. Поэтому высокая планка в виде олимпиад многим и не потребуется, зато на входе в престижные вузы может образоваться «пробка» из числа победителей сотни интеллектуальных конкурсов…

Рейтинг@Mail.ru