БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
Борьба за показатели
Ректоры готовы принять новую систему оплаты труда
На очередном совете Российского союза ректоров (РСР) обсуждалось введение новых систем оплаты труда в вузах. На основе двух постановлений правительства, которые проанализированы в материале А.Вифлеемского, Минобрнауки разработало проект примерного положения об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, состав профессиональных квалификационных групп и примерные показатели стимулирования основного персонала.
«Это даже не отраслевая, а ведомственная система оплаты, которая позволяет максимально учесть специфику труда практически в каждом образовательном учреждении», – заявил, представляя НСОТ, заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский, недавно назначенный на эту должность.
Зарплата работников в новых условиях состоит из гарантированной базовой части, которая не может быть меньше выплачиваемой в настоящее время (при сохранении объема должностных обязанностей и выполнении работ той же квалификации), и стимулирующей части, размер которой зависит от результатов труда каждого работника.
Минобрнауки рекомендует установить стимулирующие выплаты за интенсивность и качество выполняемых работ, за стаж и выслугу лет, премиальные по итогам деятельности. При этом зарплата и руководителя, и каждого работника будет зависеть не только от качества его труда, но и от деятельности учреждения в целом.
Министерство разработало показатели оценки эффективности работы вузов, ПТУ и техникумов и планирует поощрять руководителей и работников в зависимости от выполнения этих показателей. Представители ведомства обратились в правительство с предложением централизовать часть бюджетных ассигнований на эти цели – с тем чтобы распределять их между учебными заведениями.
По словам главы Рособразования Николая Булаева, эта сумма составит около
4 млрд рублей, и уже в декабре будет объявлен список тех, кто заслужил поощрения.
Глава Рособразования подчеркнул, что «ректорам в этой системе есть за что побороться», поскольку именно от их «интеллектуальных и организаторских способностей зависит, насколько НСОТ будет максимально дифференцированной и стимулирующей людей на тот результат, который нужен государству».
В своем выступлении заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Куприянова перечислила несколько социальных рисков, ожидаемых от введения НСОТ.
Главный из них связан с решением правительства не устанавливать базовые должностные оклады и ставки заработной платы при введении НСОТ.
Это решение Т.Куприянова назвала непродуманным, поскольку рекомендованные на федеральном уровне «базовые оклады и ставки и повышающие коэффициенты к ним позволили бы сохранить гарантии оплаты труда с учетом уровня профессиональной подготовки и квалификации».
В то же время, по свидетельству заместителя председателя профсоюза работников народного образования и науки, 35% работников в сфере образования относятся к категории малооплачиваемых, и их зарплаты должны быть доведены до уровня МРОТ, который с 1 января 2009 г. составит 4300 рублей. Между тем, по мнению специалистов, на повышение МРОТ Минфин выделил мизерные средства, и есть риск, что на обеспечение стимулирующей части зарплаты не хватит средств.
Есть и другие трудности экономического характера. Согласно Постановлению правительства № 583, Фонд оплаты труда (ФОТ) будет образован из бюджетных и внебюджетных средств, которые будут направляться в том числе и на финансирование стимулирующих надбавок. При этом, начиная с 1 января 2010 года, объем ассигнований на эти цели должен составлять не менее 30% ФОТ, формируемого за счет федерального бюджета.
«В условиях казначейского исполнения бюджета непонятно, как будет осуществляться слияние бюджетных и внебюджетных средств, а также их использование. Поэтому необходим нормативный акт, который бы разъяснил эту ситуацию», – считает президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Дёмин.
Он также выступил с предложением пересмотреть квалификационные характеристики и должностные инструкции в сфере образования и скорректировать перечень профессионально-квалификационных групп, за рамками которого остался целый ряд должностей, а статус некоторых оказался понижен.
Таким образом, специалисты не разделяют мнения чиновников, в частности Н.Булаева, о том, что «документы Минобрнауки создают условия, позволяющие по-разному оценивать и финансировать образовательные учреждения, учитывая качество их работы». Напротив, в заключении профсоюза открыто сказано о том, что «предложения Минобрнауки не содержат унифицированного подхода», а также «неоправданно усложняют подготовку федеральных бюджетных учреждений к введению новых систем оплаты труда».
Между тем времени на раздумья у чиновников почти не осталось.
Как подчеркнул Миклушевский, до 1 октября министерство должно подготовить по имеющимся документам все необходимые локальные акты, провести согласование с представительными органами и известить всех работников об изменении условий оплаты труда. Видимо, то, что спешка при введении НСОТ может обернуться тяжелыми социальными последствиями, чиновников мало волнует.
Постановление правительства и министерское положение наделяют руководителей практически неограниченными полномочиями по найму и увольнению сотрудников. Никакой «страховки» от необоснованного сокращения, за исключением обязательного согласования коллективных договоров с профсоюзами, не предлагается. А как показывает практика, массовые увольнения при введении НСОТ почти неизбежны.
Минимизация этих рисков и предоставление социальных гарантий преподавателям вузов и техникумов, многие из которых в ближайшее время могут остаться не у дел, должны были бы стать главной темой для обсуждения, но по какой-то причине «остались за кадром».
Представители совета Российского союза ректоров в целом одобрили проект Примерного положения Минобрнауки по введению НСОТ и выразили готовность принять участие в его доработке.