Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2008
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Вифлиемский Анатолий

Введение НСОТ на федеральном уровне: что ждет систему образования

Постановление правительства упраздняет единую для всей страны нижнюю планку оплаты труда учителя

Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений…».
Этим постановлением вводятся новые системы оплаты труда (НСОТ) для работников всех федеральных государственных учреждений (в том числе и образовательных). Для того чтобы прогнозировать возможные последствия внедрения НСОТ на федеральном уровне, необходимо проанализировать ряд нормативных актов, изданных ранее августовского постановления правительства.

Отмена базовых окладов

Постановление № 583 заменило прошлогоднее Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». В прошлогоднем постановлении было сказано, что НСОТ нужно ввести в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. Теперь же определена четкая дата введения – 1 декабря 2008 года.
Августовское постановление формально ликвидирует на федеральном уровне Единую тарифную сетку (ЕТС) – признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».
Сегодня мы можем сказать, что в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений произошли принципиальные изменения. Наиболее важным из них нам представляется новая редакция пункта 2, согласно которому системы оплаты труда работников теперь устанавливаются с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
з) мнения представительного органа работников.
В прежнем положении (№ 605) было указано, что новые системы оплаты труда устанавливаются с учетом базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В новом положении этот подпункт изъят. И тем самым упразднена единая для всей страны нижняя планка оплаты труда учителя.
Теперь можно прогнозировать, что уже не будет общих для всей страны повышений зарплаты. Базовые оклады на федеральном уровне пришлось бы регулярно повышать, тем самым повышались бы
зарплаты и по всей стране. Этот механизм довольно сильно напоминал ЕТС, поэтому вполне понятно, почему от него отказались  – реальных гарантий по оплате труда федеральные власти давать не хотят (что же касается пункта «в» перечня, то все гарантии  – это минимальный размер оплаты труда).
Кроме того, при наличии базовых окладов становилась невозможной и незаконной подушевая система оплаты труда. Теперь же юридических препятствий для ее введения становится меньше. Осталось только дождаться примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности.
Замена текста в п. «з», который ранее требовал учета «мнения соответствующих профсоюзов», а теперь – «представительного органа работников», означает, что
профсоюзы в борьбе за НСОТ сильно проиграли. Представительным органом работника может быть не только соответствующая
профсоюзная ячейка, но и, например, советы трудового коллектива учреждения, которые есть в ряде учреждений. Хотя формально это изменение юридически корректно, так как в Трудовом кодексе говорится именно о представительных органах работников.

Тактическое повышение зарплаты

Еще одно значительное изменение касается оплаты труда руководителей учреждений, у которых фактически покупается лояльность. Создается каста руководителей (включая их заместителей и главных бухгалтеров), которые будут за свой труд получать многократно большую зарплату, чем все остальные работники.
Согласно новому постановлению должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала возглавляемого им учреждения и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы.
Ранее, в Постановлении № 605, оклад руководителя устанавливался жестко – три размера средней зарплаты. Теперь возникла дифференциация, но верхняя планка повысилась очень серьезно – до пяти. Также новое постановление гласит, что должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Получается, что если средняя зарплата (то есть с премиями!) у учителя 10 тыс. рублей, то у директора школы лишь оклад (без премий) согласно новому постановлению может быть до 50 тысяч. А сколько конкретно  – будут определять местные органы управления образованием, которым подведомственно это учреждение. В результате, учитывая премии, разрыв в оплате труда учителя и директора (главного бухгалтера) может быть и десятикратным, и более…

Штатное расписание и трудовые договоры

Третья принципиальная новация постановления настолько революционна, что невозможно даже себе представить, как она будет реализована на местном уровне.
Согласно п. 10 положения штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. Теперь федеральным учреждениям нет нужды согласовывать свое штатное расписание с органом власти, которому оно подведомственно. Не думаю, что органы управления образованием на местах будут воспроизводить эту норму: согласование в той или иной форме (фактически утверждение штатных расписаний) для муниципальных учреждений останется обязательно.
Другое новшество: теперь для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности. В совокупности с последним абзацем 11 пункта положения («Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности… направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера») эта норма вводит в недоумение, ведь работа по срочному трудовому договору предусматривает оклад, а не только стимулирующие выплаты. Однако в любом случае реализация этих норм принесет большие проблемы вузам и учреждениям среднего профессионального образования, где достаточно велико число работников, находящихся на ставках, введенных за счет доходов от предпринимательской деятельности. Получается, что с ними нельзя заключать бессрочные трудовые договора.
Для того чтобы обеспечить «бескровность» при переходе на НСОТ федеральных учреждениий, Постановление № 583 предусматривает увеличение объема ассигнований на оплату труда с 1 декабря 2008 г. на 30 процентов. Таким образом, в среднем зарплата у федеральных работников образования должна увеличиться на 30%, однако у каждого работника увеличение будет свое – у кого 0, а кому-то могут поднять зарплату и в 3 раза – по усмотрению руководителя учреждения. К тому же если учесть сопоставимый размер роста цен на потребительские товары (особенно первой необходимости), то увеличение зарплаты на 30% в реальном выражении может означать в декабре 2008 года ее снижение.

Что ждет школы?

Введение НСОТ в муниципальных образовательных учреждениях – школах, детских садах и т.д. – будет скорее всего происходить по схеме, опробованной на федеральном уровне. В ближайшее время Минздравсоцразвития и Минобрнауки должны издать ряд нормативных актов:
– рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями примерных положений об оплате труда работников учреждений (включая рекомендации по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также по порядку определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления);
– примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
– рекомендации по заключению трудового договора и его примерной форме;
– методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников.
На основе всех вышеперечисленных документов региональные и муниципальные власти будут выпускать свои (хотя формально они могут пойти и иным путем, но рискнут это сделать не многие).
Примерное положение о НСОТ для работников общеобразовательных учреждений вполне может быть сделано на основе федеральной Модельной методики формирования НСОТ для учителей, то есть будет рекомендована к введению подушевая НСОТ. На основании Постановления № 605 этого сделать было нельзя, а с новым постановлением – можно.
Правда, для юридически корректного введения подушевой системы оплаты труда нужно еще изменить Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», но это, похоже, становится вполне реальным.

Рейтинг@Mail.ru