Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Третья тетрадь
Детный мир

СЕКРЕТЫ РАБОЧЕГО НАСТРОЕНИЯ


Иваницкая Елена

Учебный режим для самых младших

Каким он должен быть

При выполнении домашних заданий родители должны учитывать динамику работоспособности ребенка. У первоклассника она снижается уже через 10 минут. Он начинает ерзать, вертеться. Такое двигательное беспокойство – защитная реакция организма. Повышать голос, приказывать: «Сиди спокойно! Сосредоточься!»  – бесполезно. Ребенок и хотел бы, да не может. Ему помогут только периодический отдых и переключение с одного вида деятельности на другой.
Признаки утомления: ребенок сначала становится беспокойным, затем вялым, у него нарушается координация движений, что сразу сказывается на почерке. Малыш начинает жаловаться. Но он редко скажет: «Я устал». Обычно говорит: «Живот заболел! Пить хочу!» Срочно нужна передышка.
Нельзя требовать, чтобы ребенок выполнил все задания «в один присест». Для первоклашки наилучший ритм – десять-пятнадцать минут работы, десять-пятнадцать минут отдыха, желательно активного  – потанцевать, попрыгать под негромкую песенку, поболтать руками-ногами, лежа на спине.
Самый трудный для шести-семилетки  – процесс написания букв, слов, фраз. Непрерывно писать ребенок может не более трех минут в начале занятия и не более полутора минут – в конце. Специальная восстанавливающая зарядка: побарабанить пальцами по стене, словно играя на пианино, «походить» на указательном и среднем пальце по столу, похлопать в ладоши, как бы ловя муху, пощелкать пальцами, размять верхние фаланги.
Продолжительность непрерывного чтения не должна превышать семи минут. Но если текст так увлек ребенка, что он не замечает, как идет время, не останавливайте его. И не беспокойтесь: при таком счастливом раскладе утомление наступает позже, чем при монотонной и малоинтересной ребенку работе. Но минут через двадцать все-таки предложите ему передохнуть.
Если первоклассник усаживается за домашнее задание после шести-семи часов вечера, когда родители приходят с работы, хорошего мало. В это время его работоспособность снижена, а занятия особенно утомительны.
В присутствии ребенка нельзя высказывать опасений по поводу его учебы в школе: ребенок «заразится» обеспокоенностью взрослых в десятикратном размере, появится тревожность, страх идти в школу.
Типичная ошибка: родители перестраивают свое поведение с первоклашкой так, что отношение к нему колеблется в зависимости от его учебных успехов. Принес хорошую оценку – его любят и хвалят, случилась неудача – наказывают нелюбовью и холодностью вместо ободрения и помощи.
Нередко родители ни о чем другом не разговаривают с ребенком, кроме как о школьных делах. Ребенок круглые сутки словно бы и не уходит из школы, не получает нужного переключения. Это опасно для его нервной системы.
Также вредно для малыша, когда родители ждут от него каких-то исключительных успехов, блестящих достижений. Честная работа в меру сил их не устраивает, они требуют чего-то большего, хотя и сами порой не могут сформулировать, чего именно. Для первоклашки это непосильный груз.
Случай обратный, но столь же негативный: стремясь облегчить вхождение в школьную жизнь, родители ничего не требуют от ребенка, все делают вместо него, потакают любым прихотям. А потом жалуются учителю: бездельник, учиться не хочет…

Рейтинг@Mail.ru