Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2008
Третья тетрадь
Детный мир

СЕКРЕТЫ РАБОЧЕГО НАСТРОЕНИЯ


Щербакова Татьяна

Хочу стать школьником!

Чему нужно научить ребенка, чтобы это желание у него не пропало

Праздничная суматоха улеглась. Первоклашки чинно расселись по партам. Красивые, нарядные и… испуганные. Им пока неуютно в новом месте, страшно с незнакомцами-одноклассниками. Как помочь детям почувствовать себя спокойными и уверенными, научить их дружелюбию и доверию?

Новая, непривычная жизнь требует от организма и психики первоклассника серьезных усилий. Специалисты установили, что в среднем ребенок обживается на новом месте минимум за три месяца. Но бывает, на это уходит и весь учебный год  – настолько трудно первокласснику дается его новая роль. У многих ребят уже к концу первой четверти снижается вес и повышается артериальное давление – явные признаки переутомления.
Как облегчить вхождение малыша в статус школьника? С чего начать? И что сделать, чтобы за первые же пару недель учебы у него не пропал положительный эмоциональный настрой?
Американский педагог Эда Ле Шан считает, что если малыш с помощью учителя освоит восемь самых важных навыков, он будет готов к жизни в новых условиях.

1. Любить себя

Сначала учителю нужно честно припомнить, что он думал о себе, когда ему самому было семь лет. Считал себя глупым и неинтересным? Злился на себя, когда боялся идти в школу? Стыдился, когда не хотел чем-то делиться с соседом по парте? Разочаровывался в себе, когда от стеснительности не отвечал на вопрос учителя? Так вот, а теперь, чтобы помочь ребенку полюбить себя, нужно в срочном порядке переоценить некоторые из своих собственных установок. И вместо скорого на расправу замечания «ты эгоист» или «жадина» всякий раз доброжелательно объяснять ребенку, попавшему в трудную ситуацию, что происходит на самом деле. Например: «Да, я понимаю, делиться очень тяжело, но ничего, я тебе помогу, дай Кате ластик, а она не пожалеет свои фломастеры». И помнить, что у ребенка, которому говорят, что он плохой и ведет себя плохо, развивается неприязнь к себе. А это мешает учению, дружбе и общению больше, чем любая иная психологическая проблема. Но если ребенок почувствует себя защищенным, поверит, что его любят и ценят, у него и сочувствие к другим появится. Каждый ребенок хочет быть хорошим. Хочет поступать правильно, чтобы учитель и одноклассники, мнением которых он дорожит, заметили его, оценили и похвалили. Но он должен понимать и принимать правила, которые к нему предъявляет школа.

2. Интерпретировать поведение

Редкий ребенок, придя в первый класс, знает, как интерпретировать свое собственное и чужое поведение. Расскажите детям о настроениях людей и их недостатках. Научите не огорчаться попусту, не злиться, не пугаться, а объяснять самому себе и понимать, что у одноклассника было просто плохое настроение, а у учителя болел зуб и скорее всего завтра они оба попросят прощения. Такое разумное восприятие окажет сильное влияние на будущее отношение детей к классному коллективу, к школе, к учебным занятиям.

3. Общаться с помощью слов

После того как дети смогут объяснить истинное значение своих поступков, им необходимо научиться говорить о своих потребностях. Это дома их понимают с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами.

4. Видеть различие между мыслями и действиями

Без этого умения ребенку будет очень сложно сконцентрироваться на занятиях. Например, ученик смотрит в окно и совсем не слышит, о чем говорит учитель, потому что с самого утра страшно зол на своего отца. Он думает: «Я его ненавижу, хочу, чтобы он умер». Эти мысли настолько ужасны, что ребенку приходится сосредотачиваться изо всех сил, чтобы держать их вне сознания. Детям нужно помочь понять, что мысли – не то же самое, что действия и чувства, и что они вовсе никому не вредят. И если уж так случилось, лучше не терпеть, не избегать собственных чувств, а дать им волю. Для ребенка невозможно концентрировать внимание и учиться, если он испытывает затаенные чувства, которые считает опасными и плохими.

5. Интересоваться и задавать вопросы

Зачастую учитель так увлечен счетными палочками на уроке, что перестает прислушиваться к удивительным вопросам, которые дети задают сами по себе: «Почему падают звезды? Кто крутит Землю? Откуда берется дождь?» Поддерживать инстинкт любознательности, а не преподносить знания готовыми к употреблению, в будничном расписании не так-то просто. Но иначе как ребенок научится добывать их самостоятельно? Когда взрослый отмахивается: «Я сейчас занят» – он отбивает у ребенка охоту самому «ловить» знания.

6. Не бояться неудач

Чтобы научиться чему-нибудь, надо не бояться совершать ошибки и терпеть неудачи. Убедите в этом детей, а не запугивайте: «Смотри не ошибись!» Кто ж захочет попробовать ответить на сложный вопрос или постараться узнать что-то новое, если оценивается успех или неудача, а не сама попытка?

7. Думать своей головой

Сказать «нет» – на самом деле значит сказать «я существую». Первоклассник должен обладать собственным мнением. Этой способности очень легко научить. Надо просто поощрять ребенка высказывать свои суждения. И сделать так, чтобы он не боялся, что его накажут или посмеются над ним. Когда учитель демонстрирует уважение к личности ребенка, к его рождающимся взглядам, симпатиям и антипатиям, он готовит его к ситуациям, в которых ему придется принимать решение самостоятельно. Например, согласиться или нет поехать с незнакомцем, который сказал, что знает его отца.

8. Знать, что учителю можно доверять

Доверие к взрослым отчасти заключается в том, чтобы знать, когда тебе нужна помощь, и уметь обратиться за ней. Объясните детям, что учитель – их друг, что он всегда и во всем готов им помочь, не обращаясь с ними как с маленькими, без лишней опеки.

Рейтинг@Mail.ru