Если ребенок решил измениться к лучшему
Первый день учебного года. Второй, третий... начало. А начало, как известно, полдела качало. Хорошо прожитые первые дни в школе дают задел на весь год. Взрослым это надо учитывать.
Ведь порой бывает так: ребенок решил с нового учебного года стать лучше, осознал свои ученические обязанности и с таким настроением пришел в школу, а там его встречают прошлогодними упреками, едкими фразочками: «Явился! Не забывай, что тебя перевели-то еле-еле!» Ясно: никто не ждет от него ничего хорошего. То же самое дома: девочка только переступила порог, с восторгом начинает рассказывать, как прошел первый день, а мама обрывает: «Ты на себя посмотри, какая же ты неряха! Бант развязан, руки грязные, ужас!»
На чем взрослые сконцентрировали внимание? Сразу на плохом. Ребенку только и остается, что пригнуть голову перед необходимостью слушать попреки в свой адрес. О таком эмоциональном «заделе» и говорить не хочется: взрослым лишь бы вожжи из рук не выпустить, а то, что происходит с ребенком, их не интересует.
Надо сказать, что без поддержки учителей и родителей сохранить первосентябрьское стремление учиться лучше ребенку очень трудно, для большинства – невозможно. Допустим, он решил: «Буду исправляться». Поставил цель. Но объективные трудности сразу же встают на его пути: не хватает ресурса для достижения успеха, есть запущенность; на уроках непроходимая скука; ощущается недоверие взрослых. Вот он впервые сделал сам домашнюю работу, а этого никто не заметил. Он два раза подряд правильно ответил – никакой реакции. Принес первую четверку. Не похвалили: «Чему радоваться, это твоя обязанность – нормально учиться». В такой атмосфере трудно удержать высокую цель, стремление угасает. А цель – штука хрупкая. Мама не так посмотрела, учительница посадила не за ту парту, резкое замечание получил – эмоции на пути к цели очень много значат.
И не забудем: все дети разные, а для успехов в учебе должно сойтись много факторов. Недостаточно, если цель учиться хорошо у ребенка не внутренняя, а внушенная. Или так: цель личная, да вот нехватка ресурсов тормозит движение к ней. Бывает, ресурсы у ребенка хорошие, а мотивация не учебная: игровая или коммуникативная. А бывает, есть и цель, и ресурсы, и мотивация, а особенности нервной системы то и дело подводят. Родителям стоило бы учитывать данные своего ребенка и не требовать от него невозможного. Если он всегда неохотно учился – откуда взяться успехам? Если плохо себя вел в школе – откуда вдруг возьмется сдержанность? Но вы требуете, требуете. Лучше поддержите ребенка в проблемные моменты его развития.
О том, что на развитие способностей детей прежде всего влияет стиль взаимодействия в семье, говорят многие психологические исследования. Творческие дети, как оказалось, вырастают в семьях, где внешняя регламентация минимальна, где ребенку чаще позволяют действовать так, как он считает нужным. Что касается интеллекта, его развитие определяется не чем иным, как эмоциональной поддержкой детей родителями.
Так что давайте начнем учебный год в атмосфере доверия и добрых эмоций. Пусть учеба вызывает у ребенка как можно меньше неприятных переживаний. И как можно больше – радости.