О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Н.И.Хромов
Методы обучения детей с различными типами обучаемости
М.: Айрис, 2008
Вероятно, каждому учителю массовой школы знакомо чувство досады и беспомощности при встрече со способным, развитым, но не успешным учеником, которому не хватает работоспособности, внутренней дисциплины, интереса к учебе. Досадную фразу «Ваш ребенок мог бы учиться гораздо лучше» с горечью слышат тысячи родителей. Да и мы произносим ее без особого удовольствия, ведь это признание профессионального поражения, бессилия. Мы не смогли помочь ребенку реализовать свои способности – несмотря на постоянные заклинания о личностно-ориентированном обучении.
Теоретически мы, конечно, знаем, что разным детям свойственны разные каналы восприятия, типы памяти, уровень внимания. Люди, и дети в том числе, даже по-разному воспринимают звуки и цвета. Но как учесть эти бесчисленные индивидуальные различия, не разрушив целостность урока? Особенно в начальной школе, где класс как раз и обретает на долгие годы единый ритм и приемлемый для всех темп.
Трудно надеяться, что методы диагностики трудностей и приемы коррекции, предлагаемые авторами, решат все проблемы. Но если учитель задался не формальной, а действительной целью не пренебрегать природными особенностями ребенка, он сможет найти для себя в книге немало полезного. От психологических выкладок и тестов до практических упражнений по компенсации недостаточно развитых функций и навыков.
Н.В.Самоукина
Игры, в которые играют…
Дубна: Феникс +, 2002
Обычно педагогические сборники игр предназначаются для работы с учениками. Здесь же собраны психологические упражнения, при помощи которых учитель может работать прежде всего со своим внутренним состоянием.
Из работ отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов выбраны приемы, которые помогут педагогу справиться с наиболее сложными ситуациями, как профессиональными, так и личными: подготовиться к неприятному разговору с конфликтными родителями, настроиться на трудный урок, сбросить напряжение и переключиться при возвращении домой. Не правда ли, эти моменты учительского бытия (как и остальные, перечисленные в книжке) представляют собой чуть ли не самую тяжелую и утомительную часть нашей профессии.
Конечно, наилучшим выходом были бы регулярные консультации с психологом. Но многие ли из учителей следуют этому разумному совету? Автор вполне понимает это и предлагает читателю приемы «психологической автокоррекции», систематизировав их по характеру самых острых учительских проблем: работа с психологическим состоянием (релаксация, адаптация, освобождение от негативных эмоций), коммуникативные трудности (с коллегами, учениками, их родителями, со своими домашними), методы разрешения педагогических конфликтов, защита от манипулирования, развитие педагогической интуиции.
Некоторые упражнения описаны совсем коротко, другие же больше напоминают психологическую подсказку-сопровождение в непростой, но типичной ситуации. Например, как грамотно выстроить разговор со «сложными» родителями, не оправдываясь, но и не подавляя их. Автор буквально по шагам расписывает стратегию подобной беседы, объясняя психологические особенности каждого этапа.
Особенно симпатично предусмотрительное замечание автора о том, как в зависимости от личностных особенностей выбрать из предложенных упражнений те, что подойдут именно вам.