ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Лев Якобсон: «Высшая школа экономики переросла рамки первоначального замысла»
Для тех, кто связан с образовательной политикой, название «Высшая школа экономики» означает в первую очередь
не учебное заведение. В «Вышке» разрабатываются концепции образовательных реформ, проводятся самые на сегодняшний момент серьезные исследования. Можно сказать, что в вопросах политики образования «Вышка» выполняет роль РАО.
Вскоре Государственный университет «Высшая школа экономики» (ГУ-ВШЭ) перейдет в ведение Правительства РФ. До сих пор в стране было лишь два высших учебных заведения такого статуса – Академия народного хозяйства и Финансовая академия.
О том, что предшествовало этому событию, и о прогнозах
на ближайшее будущее «ПС» рассказал проректор ВШЭ Лев Якобсон.
– Чем вызваны столь серьезные перемены?
– Прежде всего тем, что сегодня ГУ-ВШЭ во многом переросла рамки того замысла, который лежал в основе ее создания. Напомню, что университет был открыт в 1992 году – сразу после распада СССР, в период бурных реформ. В то время особенно остро ощущался дефицит кадров с таким экономическим и управленческим образованием, которое соответствовало бы реалиям нарождающейся рыночной экономики. В тот период еще не было ни целостных программ по подготовке таких специалистов, ни преподавателей, способных осуществлять такую подготовку.
ГУ-ВШЭ была призвана решить эти задачи – подготовить экономистов для государства, бизнеса, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Но уже в середине 90-х началась диверсификация учебных программ вуза, и сегодня ГУ-ВШЭ представляет собой многопрофильное учебное заведение, в составе которого есть, помимо экономических и управленческих, общественно-политические и гуманитарные факультеты (журналистика, психология и т.д.), а также, например, факультет математики. Есть и сильные исследовательские институты различного профиля.
Наряду со своими «исконными» задачами по обучению кадров и проведению фундаментальных исследований специалисты нашего вуза постоянно участвуют в подготовке законопроектов, постановлений правительства, правительственных программ – в том числе по модернизации образования, реформе госуправления, промышленной и энергетической политике и многому другому.
Много лет мы активно взаимодействуем с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом правительства, Минфином, Минобрнауки, Минздравсоцразвития и другими государственными структурами.
Все это время мы плодотворно сотрудничали с Министерством экономического развития, в ведении которого находились с самого своего основания, но расширение поля нашей деятельности способствовало тому, что мы, по сути, уже давно переросли рамки ведомственного вуза.
Поэтому неоднократно в течение последних лет ставился вопрос об адекватном правовом закреплении нашей, если так можно выразиться, многопрофильности. Осенью прошлого года ученый совет нашего вуза принял решение ходатайствовать о передаче университета в ведение Правительства РФ. А 12 августа вышло соответствующее распоряжение правительства.
– Из какого источника будет осуществляться финансирование вашего вуза и планируется ли увеличить его объем?
– Финансирование будет осуществлять Управление делами президента. Само по себе изменение статуса не отразится на финансировании основных образовательных программ. Объемы ассигнований уже запланированы в федеральном бюджете на 2008–2010 годы.
В то же время распоряжением правительства предусмотрено решение университетом целого ряда новых задач. Так, с 2010 г. в магистратуре Вышей школы не менее 40% должны составлять лучшие выпускники других учебных заведений РФ. Это предполагает увеличение контрольных цифр приема на данный уровень образования и как следствие – увеличение финансирования.
Если раньше подготовка магистров осуществлялась, по сути, за счет средств самого вуза, то теперь это направление будет финансироваться из бюджетных источников. Аналогично будет решаться и задача повышения квалификации преподавателей вузов – в соответствии с госзаданием.
Наконец, самое главное. В месячный срок после выхода распоряжения Высшая школа экономики обязана представить на рассмотрение правительства программу своего развития до 2020 года, которая должна предусматривать обеспечение конкурентоспособности университета по отношению к ведущим зарубежным образовательным и исследовательским центрам социально-экономического профиля. В программе будет содержаться расчет ресурсного обеспечения этих целей, а окончательное решение, конечно, останется за правительством.
Таким образом, дополнительные деньги будут даваться не за статус, а на выполнени е новых конкретных действий, в том числе очень сложных и ответственных – таких как конкуренция с лучшими вузами мирового уровня, такими как Оксфорд или Гарвард.
– Какие меры планируется предпринять в этом направлении?
– Для нас эта задача – освоение лучших образцов зарубежного образования – не нова, ее решением мы занимаемся на протяжении многих лет. Еще в 1990-е годы наши преподаватели проходили стажировку в ведущих европейских вузах, мы адаптировали целый ряд наиболее интересных зарубежных учебников, пособий и учебных курсов, создали несколько совместных программ.
Теперь речь идет о существенном, качественном продвижении по пути, на который мы вступили много лет назад. Если в 90-х годах мы достигли высокого по европейским стандартам качества подготовки бакалавров, то сегодня мы уже ближе к этому применительно и к магистрам. Теперь же перед нами стоит задача достичь лидерства в подготовке аспирантов и ведении научных исследований.
Надеемся, что со временем наш вуз станет привлекательным для студентов из развитых зарубежных стран – сегодня их численность еще не очень велика. Пока они отдают предпочтение элитным европейским и американским вузам, и занять место в этой нише – миссия непростая, но выполнимая.
– Согласно распоряжению с 1 января 2009 г. ГУ-ВШЭ преобразуется в федеральное автономное учреждение. Как известно, специалисты вашего вуза принимали активное участие в разработке Закона об автономных учреждениях, который был принят в 2006 г. Что означает для вас это нововведение и не окажется ли так, что вам на практике придется осваивать те организационно-правовые формы, которые вы фактически инициировали?
– По всей видимости, так и будет. На федеральном уровне нет ни одного автономного учреждения, поскольку еще не вполне завершена подготовка необходимой нормативно-правовой базы (подзаконных актов) для перехода в АУ. Мы первые, в отношении кого правительство – по праву учредителя и по инициативе самого университета – приняло такое решение. В субъектах РФ – Татарстане, Тюменской области – такой опыт уже имеется благодаря принятым там региональным законам.
Завершая разговор, хочу подчеркнуть следующее: переход в ведение правительства означает не новые регалии и привилегии, а главным образом четкое закрепление за нами тех государственных задач, в решении которых мы принимали участие и раньше. Это означает расширение наших обязательств по отношению к государству. Насколько нам удастся оправдать доверие, покажет время. Но пятнадцать лет, прошедших с момента создания ГУ-ВШЭ, были историей успеха. Надеюсь, так будет и дальше.