ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Учебник истории апробацию прошел
Кажется, процедура была организована так, что он не мог ее не пройти
Чтобы понять, насколько серьезно власти относятся к выпуску новых учебников истории, насколько важным считают этот проект, нужно проследить судьбу выпущенных в прошлом году изданий – книги для учителя, учебника по истории второй половины ХХ века и учебника по обществознанию. То, как были организованы обсуждение, экспертиза и апробация в школах этих книг, показывает, что за историю взялись всерьез и надолго. А шансы, что содержание курса изменится от критических замечаний – минимальны.
Подходы, методы, приемы
С 1 сентября этого года учащиеся 11 классов начнут заниматься по новым учебникам: «История России. 1945–2008 гг.» под редакцией А.Данилова, А.Уткина, А.Филиппова и «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.Полякова, Л.Неклессы, Л.Ионина.
Напомним, что кампания вокруг этих учебников началась в июне минувшего года, когда президент В.Путин встретился с преподавателями истории и обществознания в Ново-Огареве, затем в сентябре–октябре в семи федеральных округах прошли обсуждения книг с участием 3000 специалистов.
Во время обсуждений учебники подверглись резкой критике за фактическое оправдание репрессивной политики государства.
После дискуссий авторские коллективы в рекордные сроки доработали учебники, которые прошли экспертизу в РАН и РАО и получили гриф «Допущено», поскольку являются единичными книгами, пока еще не представляющими завершенной предметной линии. В декабре 2007 г. они были включены в Федеральный перечень учебников на 2008–2009 годы, напечатаны пробным тиражом в 1000 экземпляров в издательстве «Просвещение» и прошли апробацию в 18 школах страны.
После апробации учебники были выпущены тиражом 250 тыс. экземпляров. В дополнение к ним был издан учебно-методический комплект, содержащий печатные пособия, CD-диски, карты, дидактические материалы по дополнительному профессиональному образованию.
Средства на этот проект выделялись в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Сколько именно денег потрачено, в издательстве «Просвещение» нам сказать затруднились.
Часть бюджетных средств была израсходована на обучение 1000 тьюторов, отобранных из числа ведущих учителей и методистов. Курсы для тьюторов были организованы в августе нынешнего года Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Предполагается, что к концу 2008 года тьюторы обучат 50 тысяч преподавателей истории и обществознания и, по словам проректора АПК и ППРО Надежды Дерзковой, «будут сопровождать профессиональную деятельность педагогов и разъяснять затруднения, возникающие в ходе обучения».
Как сказано в пресс-релизе издательства «Просвещение», задача тьюторских курсов – представить слушателям новые подходы, методы и приемы в преподавании истории России и обществознания. В семинарах, организованных АПК и ППРО, приняли участие авторы УМК по истории и обществознанию, руководители
Минобрнауки, а также учителя-апробаторы из 18 пилотных школ.
О процедуре апробации хотелось бы сказать особо.
Принципы отбора учителей
Если открыть свежеизданные учебники, то на титульном листе, после перечисления членов авторского коллектива, обращает на себя внимание следующая запись: «Авторы выражают благодарность учителям из субъектов Российской Федерации, принимавшим участие в апробации» – и далее указаны их фамилии.
Отбор пилотных школ и учителей был доверен издательству «Просвещение», которое руководствовалось в этом деле критериями, разработанными Минобрнауки.
По словам начальника отдела методической работы издательства «Просвещение» Ольги Железниковой, необходимо было включить в эксперимент школы, расположенные во всех семи федеральных округах и представляющие различные типы образовательных учреждений.
Еще более взыскательные требования предъявлялись к учителям-апробаторам.
Как рассказала нам Ольга Железникова, это должны быть «интеллигентные, высокопрофессиональные люди, готовые воспринимать все новое, с уважением относящиеся к труду ученых – авторов учебников и способные понять их замысел».
Кандидатуры педагогов-апробаторов отбирались по рекомендациям институтов повышения квалификации и региональных органов управления образованием, давших официальное согласие на проведение эксперимента.
Перед учителями был поставлен целый ряд задач: соотнести материал учебников с КИМами по ЕГЭ и стандартами второго поколения, выделить как положительные стороны, так и недостатки «новоделов», требующие доработки.
С этой целью практически в ежедневном режиме учителя вели так называемый «Дневник учебника», фиксируя в нем особенности прохождения материала на каждом уроке, проводили анкетирование учащихся и в завершение апробации, которая продолжалась в течение третьей четверти – с февраля по апрель, – составили сводные отчеты, содержащие замечания и предложения к авторам книг. (Большинство учителей работали по одному из новых учебников и лишь немногие – сразу по двум.)
Как выяснилось в ходе проведенного нами опроса, мнения учителей-апробаторов относительно учебников существенно расходятся.
– Учебник изменил моих детей в лучшую сторону. Благодаря этим книгам они поняли, что в мире много проблем, которые глобальнее и значительнее их собственных, – говорит Елена Нестеренко, учитель-апробатор из Краснодарского края. – Надеюсь, что авторский коллектив продолжит разработку этой линии учебников для других классов и наведет порядок в преподавании истории.
– Учебник можно использовать только выборочно, как вспомогательный, поскольку некоторые его главы, например последняя, описывающая современный период развития страны, отличается откровенным подхалимажем, – говорит учитель-апробатор из Москвы Наталья Левина.
Отдельно многие апробаторы указали, что для изучения каких-то тем – в том числе сталинских репрессий – учителю приходилось обращаться к дополнительной литературе и предлагать школьникам материалы для самостоятельного изучения.
Некоторые педагоги не ограничились работой с «Дневником учебника» и подготовкой сводных отчетов. Например, петербуржец Александр Галанин написал объемный, более чем на сто страниц, отзыв на учебник по истории, поразивший своей резкостью кураторов из издательства «Просвещение», убежденных, что серьезных замечаний к учебнику не будет, поскольку «отобранные» учителя «понимают замысел авторов».
В числе недостатков он указал такие, как эклектичность учебника по истории. По его убеждению, авторам не удалось логически соединить разноплановые темы (культуру, быт, экономику, политику). При этом, несмотря на большой объем книги (более 360 стр.), в ней остается множество пробелов и недоговоренностей – например, «крайне поверхностно описаны денежные реформы 1947 и 1961 гг., от которых серьезно пострадало население».
Правда, идеологические замечания апробаторов авторы учебников не учитывали, поскольку с самого начала предупредили их о том, что кардинальные коррективы в содержание книг вноситься не будут. Тем более что с грифом «Допущено» учебник может использоваться в школе не менее трех лет. Поэтому дальше мелкой орфографической и стилистической правки и устранения откровенных ляпов (например, неправильного написания фамилий) дело не пошло.
Добавим к этому, что остались без внимания и другие предложения апробаторов – в частности, о включении в программу по истории трех повторительно-обобщающих уроков.
Таким образом, апробация оказалась почти формальной процедурой, изначально не рассчитанной на конкретный практический результат, а именно – переработку учебников согласно критическим замечаниям. Да и авторы книг выполняли другую задачу, поставленную перед ними властью, и с этой задачей они справились на сто процентов.
Сохранится ли вариативность?
Сугубо формальной оказалась и экспертиза РАН. Авторы проигнорировали конкретные замечания, содержащиеся в экспертном заключении, в частности, требование как можно подробнее и откровеннее рассказать об «издержках величия» советской державы, то есть о том, какими бедами народа были оплачены те или иные достижения страны.
Останется ли за учителями право выбора или новые учебники будут навязаны школам?
Отвечая на этот вопрос, заместитель министра образования и науки Исаак Калина заявил: «Все учебники, вошедшие в Федеральный перечень, имеют абсолютно равные права. Новые учебники не исключение, хотя критика, звучащая в их адрес, является своеобразной формой их продвижения».
Однако практики не верят таким обещаниям.
– Сохранение вариативности – это просто слова. Дай Бог, чтобы мои опасения не подтвердились, – говорит главный методист научно-методического центра образования Пензы Вера Кораблина.
По словам методиста по истории и обществознанию Западного округа Москвы Ирины Луцишиной, по просьбе учителей эти учебники заказали только для профильных классов, с целью дискуссионного изучения данной книги в сравнении с другими.
– У авторов новых учебников особая позиция, которую мы можем принять только на дискуссионном уровне, – пояснила И.Луцишина.
– С самого начала мы боялись, что эти учебники будут навязаны школе, – говорит московский учитель Наталья Левина. – Очень хотелось бы верить в то, что выбор останется за учителем.
– Эти книги навязываются школам, нарушая принцип вариативности образования. Министерство образования и науки тратит колоссальные усилия и средства на пропаганду этих учебников и организацию их обсуждения в регионах, – говорит председатель комиссии по образованию и науке Московской городской думы Евгений Бунимович.
По свидетельству депутата Госдумы Олега Смолина, на совещаниях в федеральных округах, проходивших осенью прошлого года, учителей убеждали, что преподавать им придется именно по этим учебникам, и ни по каким другим.
Депутат считает необходимым дополнить научную экспертизу учебников общественной, которая, по его мнению, «будет более свободной от давления власти, чем РАН».