Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Луговая Елена

Негосударственные вузы получат госзаказ?

Андрей Фурсенко предлагает распространить принцип «Деньги следуют за учеником» на все без исключения высшие учебные заведения

Накануне нового учебного года в Доме правительства министр образования и науки Андрей Фурсенко встретился с представителями структур, объединяющих негосударственные образовательные учреждения.

 

Как считает ректор Российского нового университета и руководитель Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов, негосударственное образование в России обладает большим интеллектуальным потенциалом, но, несмотря на это, не получает никакой бюджетной поддержки – даже на конкурсной основе, в том числе в рамках нацпроекта.
По словам Андрея Фурсенко, возможно, уже в следующем году ситуацию удастся исправить благодаря новым экономическим механизмам – таким как внедрение нормативно-подушевого финансирования в сфере профессионального образования (в школах этот процесс идет не первый год) и переход вузов в автономные учреждения.
Таким образом, вузы будут получать бюджетные деньги не по смете, как это происходит сегодня, а в рамках госзаказа, который будет распределяться на конкурсной основе. Наравне с государственными вузами в конкурсах смогут принимать участие негосударственные храмы науки.
«Мы должны в полной мере реализовать принцип «Деньги следуют за учеником». Я думаю, будет правильно, если деньги последуют за студентом независимо от того, к какой форме собственности относится учебное заведение», – пояснил министр.
В то же время он предупредил, что главным критерием распределения бюджетных средств станет качество подготовки специалистов.
«Требования к качеству образования должны ужесточаться независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности вуза», – подчеркнул министр, по словам которого, в ближайшее время начнется «жесткое селектирование» учреждений профессионального образования.
Причины этого хорошо известны: растущие требования работодателей к уровню подготовки кадров и падение конкурсов в вузы вследствие демографического кризиса.
«Нельзя допустить, чтобы вузы, пользуясь государственной аккредитацией, обманывали молодежь», – заявил А.Фурсенко.
По его словам, осенью Рособрнадзор намерен разработать новые критерии по отнесению вузов к тому или иному виду, и тогда многие университеты рискуют лишиться своего высокого статуса. По прогнозам министра, их число уменьшится примерно в 10 раз и будет составлять не более 30–50, остальные превратятся в институты или лишатся аккредитации. Не исключено также, что часть из них может быть закрыта, на что, кстати, намекал заместитель министра образования и науки Исаак Калина во время встречи с представителями региональной прессы.
«Без санации вузов невозможно добиться повышения качества образования», – завил он.
А.Фурсенко призвал представителей негосударственного образования активнее сотрудничать с аккредитационной комиссией Рособрнадзора и самим осуществлять контроль за качеством образования в своих учебных заведениях.
Как выяснилось, такая работа уже ведется.
Как рассказал министру Александр Вильсон, возглавляемая им Ассоциация негосударственных образовательных учреждений регионов России приняла решение о проведении обязательного самоаудита и общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений, входящих в ее состав, а это – 750 школ, около 200 ссузов и организаций дополнительного образования. Ассоциация приняла 15 стандартов качества, соответствующих международным.
По словам А.Вильсона, негосударственные школы испытывают сегодня две основные проблемы – недостаточное государственное финансирование и отсутствие постоянных помещений.
После принятия 122-го Закона положение частных школ, имеющих государственную аккредитацию, стало полностью зависеть от экономических возможностей региона: в одних случаях они получают поддержку и процветают, в других – вынуждены закрываться. А среднемесячная родительская плата за обучение в субъектах РФ не превышает 3–5 тысяч рублей, что не позволяет школам нормально развиваться.
А.Фурсенко назвал эти проблемы «болезнями роста» и выразил надежду, что со временем их удастся преодолеть.

 

Рейтинг@Mail.ru