Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2008
Третья тетрадь
Детный мир

В ПОСЛЕДНИЕ НЕДЕЛИ ЛЕТА


Иваницкая Елена

Переводим часы на учебное время

Как помочь ребенку без лишнего напряжения включиться в рабочий ритм

Три летних месяца для младшеклассника – огромная жизнь. И враз, как по взмаху волшебной палочки, его невозможно переключить с беззаботного существования на трудовые будни. Неотвратимость ранних подъемов, уроков, кружков, студий и спортивных секций энтузиазма не добавляет. Школьник понимает: уж и не поиграть будет, и не поспать вволю. Да и от понуканий и подталкиваний, что его поджидают, он давно отвык. В общем, скоро в школу, а ребенок какой-то нервный, все время «киснет».

Вспомнить о будильнике

Глупо надеяться, что в последний вечер перед началом занятий он, нагулявшись всласть и насмотревшись допоздна телевизор, вдруг встряхнется, деловито соберется и бодро настроится на учебу. Так не бывает.
Ребенок гонит от себя мысль о том, что раздольная летняя вольница заканчивается. Ему жаль уходящих каникул и впрягаться в работу вовсе не хочется. И настойчивые вопросы взрослых типа «Ну что, соскучился по школе?» его внутренней перестройке вряд ли способствуют. Только настроение портят.
Что тут можно посоветовать родителям? Действовать исподволь, ласково. Неторопливо восстанавливать за оставшиеся недели учебный режим дня. И прежде всего осторожно сдвигать время утреннего пробуждения. Ведь летом ребенок спал сколько влезет, хоть до полудня. Отвыкший просыпаться по звонку будильника в семь ноль-ноль, он будет спать на уроках. Ни о каком внимании и прилежании при таком настрое не стоит и мечтать.
Начиная с середины августа, не круто, а понемножку, пора поднимать ребенка пораньше. На пятнадцать минут, еще на двадцать… Нужно запланировать какое-нибудь приятное дело на утренние часы и достать давно забытый будильник. Пусть ребенок сам его заведет. За лето он от будильника отвык, но если наутро его ожидает что-то интересное, то заведет его без протеста. На следующий день убирать будильник не надо, опять заведите его, но уже не на столь ранний час, чтобы встать по звонку ребенку было комфортно. Немаловажный совет: звон будильника должен быть тихим и мелодичным, а не пронзительным.

Статья опубликована при поддержке сайта al.tedy.su. Вряд ли найдется человек, который бы ни разу в жизни не просыпал. Если это случается редко, то можно воспринимать эти факты, просто как досадные недоразумения, если же Вы просыпаете регулярно, то ваши опоздания могут стать серьезной проблемой не только для Вас, но и для Вашего окружения. Решение этой проблемы - убегающий будильник Alarm clocky run. С ним Вы перестанете просыпать на важные совещания или экзамены, опаздывать на встречи с деловыми партнерами, в аэропорт или на вокзал, будете вовремя начинать вести уроки или принимать клиентов. Теперь Вы не сможете просто нажать на кнопку и выключить будильник, чтобы он не мешал Вам досматривать сны. Это "чудо техники" на колесах легко ускользнет от кровати и будет сигнализировать о том, что пора вставать, до тех пор, пока Вы не проснетесь и не догоните его, чтобы выключить. Гарантируем, что пока вы будете заниматься вынужденной утренней пробежкой по комнате, Ваш сон, как рукой снимет. Подробно ознакомиться с этим удивительным изобретением, прочитать отзывы о нем, и, конечно же, его купить Вы можете на сайте al.tedy.su.

Освоить простые упражнения

Чтобы восстановить энергию после сна и поднять настроение, научите ребенка простым упражнениям, которые доставят ему удовольствие и помогут быстро включиться в ритмику дня.
«Котенок». Проснувшись, повернуться на правый бок, закинуть вытянутые руки за голову и медленно, со вкусом потянуться, выгибая спину, как котенок. Повторить то же самое на левом боку.
«Ракушка». Указательными пальцами помассировать ушные раковины по часовой стрелке 3-5 раз, а потом легонько пощипать мочки ушей.
«Звездочка». Медленно, с силой сжать обе руки в кулак, а потом быстро растопырить пальцы «звездочкой», повторить 3–4 раза.
Утренняя спешка, суматоха, то, что на научном языке называется «стресс ограничения времени», заражает нервным настроением на весь день: все потом из рук валится, не «задается». Чтобы этого не случилось, минут за десять до пробуждения откройте дверь в детскую, включите радио или телевизор. Пусть негромкие утренние звуки подготовят ребенка к пробуждению. Если ему предстоит что-то хорошее, напомните об этом. Если не очень, вроде визита к стоматологу, – придумайте, чем скрасить. Например, предложите сходить в кафе-мороженое вечерком или почитать вместе новую книжку.
В детстве день длится очень долго, куча событий, приятных и неприятных, сменяют друг друга бесконечно. Но что бы ни случилось днем, как бы ни сложились ваши отношения с ребенком (конфликтовали, ссорились), постарайтесь к вечеру достичь взаимопонимания. Уделите ему пятнадцать минут перед сном: даже если вы чем-то были недовольны днем, поговорите по душам, почешите спинку, сделайте массаж. Расспросите о планах на завтрашний день, помечтайте о совместных вылазках в ближайшие выходные – и все это вполголоса, нежным шепотом.
Что бы ни произошло, как бы ребенок ни провинился, он должен быть уверен: его в семье любят, понимают, и нет ситуаций неразрешимых, а мама и папа всегда придут ему на помощь. В разгар лета, когда учебные требования к ребенку не предъявляются, а положительных эмоций у него и так навалом, такое ласковое завершение дня, может быть, и не столь обязательно. Но с приближением, а тем более с началом учебного года хорошо бы превратить это в добрую традицию.
Ребенку, который понемногу начинает раньше просыпаться, и спать лечь по идее должно захотеться пораньше. Тут главное – проявить настойчивость и исключить просмотр кинофильмов до полуночи. А если ребенок все же рвется к телевизору? Нужно выдержать его «клянченье»: «Ну мамочка, ну пожалуйста…»

Поиграть в волшебные слова

Есть много других вариантов, как провести время перед сном. Например, поиграть в волшебную игру «Мне нравится, что ты…».
Она помогает перейти на новый уровень взаимопонимания. В ходе игры и ребенок, и родители испытывают очень теплые чувства. Достаточно взять любую мягкую игрушку и передавать ее друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…» В первый раз можно закончить фразу только одной похвалой, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь». А потом от вечера к вечеру удлинять приятные перечисления.
Мама наверняка услышит от ребенка, что ему нравится, какая у него добрая мама, «дает конфеты, покупает игрушки, строит с ним замки из кубиков…». А ребенку можно сказать, какой он «хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать, не забывает ухаживать за рыбками…». Чем больше таких высказываний, тем лучше. Понятно, что в этой игре выигрывают оба.
Потом, чтобы не наскучило, поменяйте игру. Сыграйте в «Я хочу, чтобы ты…». Ведь вы уже подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать того, чего обоим хочется. Ребенок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и еще долго будет просить сыграть с ним в эту игру.
Не забудьте внимательно приглядеться и к режиму питания ребенка. Если надо, так же постепенно начните сдвигать время завтрака и ужина в нужном направлении.
На каникулы, как правило, дают какие-нибудь задания. Если ребенок захотел переделать их все в самом начале каникул, чтобы потом «спокойно отдыхать», то нет причин возражать. Правда, так бывает редко. Задача родителей – проследить, чтобы все задания выполнялись не в последний вечер перед первым учебным днем. Если уж он задания не выполнил заранее – что ж, виноват. Придется ему с этим смириться. Да и взрослые хороши, не проконтролировали. Но и хвататься за работу в последний момент тоже не дело. Такое «пожарное» исполнение заданий ничего, кроме нервотрепки, ребенку и всей семье не принесет.
Если ребенок изо всех сил оттягивает момент, когда нужно наконец сесть за стол, родителям необходимо напомнить ему о заданиях. Как? Посмотреть вместе с ним, что задано, проявить любопытство, выразить заинтересованность.
Затем договориться, в какое время лучше выполнять задания. Разделить их на этапы. Когда ребенок поймет, что в день ему не потребуется на это больше двадцати минут, вряд ли он станет сильно сопротивляться. А если вы потом опять же вместе разберете сделанное, обсудите прочитанное и не забудете его за это похвалить, то в следующий раз он возьмется за дело с куда большим удовольствием.
Есть и другой очень хороший прием: якобы не понять чего-то. В любом задании, если постараться, всегда найдется что-то такое, о чем можно искренне сказать: «А мне все-таки непонятно, почему…» Например: «Почему Каштанка бросилась к прежним хозяевам, она же полюбила цирк и хотела там остаться?» Ребенок все растолкует маме и папе и будет очень горд. А родителям станет ясно, действительно ли он разбирается в том, что делает. Такие маленькие ежедневные занятия позволят восстановить учебную активность, утраченную за время каникул, и облегчить переход к школьной жизни.
Вот только занятия эти не должны ограничивать пребывание ребенка на свежем воздухе. Тогда он и к школе адаптируется гораздо быстрее, чем тот, кто всю последнюю неделю прокорпел за учебниками и тетрадками.

Подготовиться к празднику

Постарайтесь создать атмосферу приближающегося праздника – нового учебного года. Расспросите, по кому из школьных друзей ваш ребенок особенно соскучился. Может, уже пора позвонить им? Пригласить в гости, подарить подарки, сделанные своими руками из летних находок: разноцветную гальку, ракушку, причудливо изогнутую ветку. Рассказать о пережитых приключениях.
От того, как семья будет настроена в последний вечер каникул, зависит, как ни странно, многое из того, что приключится потом с ребенком в школе. Постарайтесь провести его спокойно и радостно. Вместе с ребенком сходите за букетом цветов. Помогите собрать портфель и выбрать одежду, в которой он будет самым красивым на линейке. А когда все будет готово, позавидуйте ему немножко, не пожалейте восхищенных эмоций.

Рейтинг@Mail.ru